СЕГОДНЯ
21.11.2017
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 00:04
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
      Барнаул. Новости | Календарь событий Барнаула и Алтайского края Продаётся квартира в центре Барнаула
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. НОВОСТИ
 
Запрещено для детей

Запрещено для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

Видеоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

«В помощь организатору праздника»

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Работа в Барнауле

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула

Курсы валют



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Отправка SMS

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры

Информационное бюро "Аверс"

Разработка и продвижение сайтов


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края

Женские футболки – как выбирать и с чем носить?

Печи для бани на дровах

Какой проектор взять в аренду?

Как записаться на прием к врачу онлайн?

Что купить на дачу?

Отбойная доска для защиты стен

Лучшие турецкие сериалы

Вертикальные фрезерные станки с ЧПУ

Горизонтально-расточные станки с ЧПУ

Актуальные кадастровые работы

Онлайн-табло аэропорта Внуково

Как выбрать бильярд для дома и заведения?

5 причин купить ГАЗель NEXT

Аренда мебели для вашего мероприятия

Идеи для домашнего ужина

Противоэнцефалитные костюмы

Стоит ли брать ипотеку в 2017-м году?

Что купить для отдыха и туризма в Интернете?

Реплики и оригиналы наручных часов: что выбрать?

Что нужно знать о заказе продуктов через Интернет?

Покупать ли шины и диски в Интернете?

Такие разные надувные матрасы

Термоусадочные муфты для труб ППУ

Отель «Таежный» в Москве

Что нужно знать об автоломбардах?

Как торговать биткоинами на Форекс?

Квесты для детей и подростков

Займ на Яндекс.Деньги

Курорты и санатории Алтая

Выбираем станцию технического обслуживания в Новосибирске

Услуги инструктора по вождению

Изготовление указательных табличек

Виртуальная доска объявлений

Недорогая мебель в интернет-магазине

Отзывы об автосалонах Москвы

Футбольный клуб Ростов

Эссе на заказ

Поиск фильмов и рецензии

Светодиодные прожекторы: назначение и преимущества

Стоит ли посещать салоны красоты?

Оборудование для электронной очереди



интересные статьи






Календарь праздников

21 ноября 2017 | исторические события в жизни Барнаула, Алтая

Умер: Борисов А.Н., художник, декоратор, педагог (1889 - 1937 гг.)


Алексей Николаевич Борисов, профессиональный художник, живописец, график, декоратор, педагог, член Союза Советских художников, своей деятельностью он внес большой вклад в становление и развитие профессионального искусства на Алтае и, в частности, в Барнауле в 20-30-е годы ХХ века.

Родился А.Н. Борисов 2 февраля (15 февраля по новому стилю) 1889 г. в Нижнем Новгороде. Свое художественное обучение он начал в Харьковской школе рисования (1907-1910), затем был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, посещал частные художественные студии Москвы. А с 1912 по 1917 гг. проходил обучение в Петрограде в Императорской школе общества поощрения художеств, где его учителями были такие известные художники как Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.А. Рылов, Н.П. Химона.

После революционных событий, в 1918 г., Борисов приехал на Алтай. И с этого периода Алтай стал его второй родиной. С 1923 г. А.Н. Борисов жил и работал в Барнауле. Умер художник 21 ноября 1937 г., оставив после себя большое творческое наследие - более 700 произведений живописи, графики, эскизов декораций. Но в 50-х годах ХХ века многие его работы были утрачены. В настоящее время практически все из известных нам сохранившихся работ Борисова находятся в Барнауле, в собрании краевого художественного музея (около 50 произведений). На выставке будут представлены работы, позволяющие рассмотреть его художественный метод, рассказывающие о поисках и тенденциях советского искусства 20-30-х годов ХХ века. Это выполненные в духе строгой реалистической школы такие значительные произведения А.Н. Борисова как "Портрет жены в черном" (1919), "Портрет жены у березы" (1919-1935), "Автопортрет" (1935), в которых через конкретный образ художник отобразил свое время; уникальная по тематике для искусства Алтая работа 1927 г. "Интеллигенция на Алтае в 1919 году (Красные призраки)", касающаяся истории нашей страны, наводящая на размышления; природа Горного Алтая, переданная чутко и проникновенно в пейзажах "Вид с горы на Элекмонар" (1918), "Река Шебелик" (1926).

Параллельно с творческой деятельностью А.Н. Борисов вел большую общественную и педагогическую работу. Он выступал инициатором объединения художников Барнаула и Алтайского края, постоянно говорил о необходимости художественного воспитания народа, о создании художественного музея. Он читал лекции об изобразительном искусстве в Барнаульском учительском институте (ныне Барнаульский государственный педагогический университет), Барнаульском педагогическом техникуме, вел уроки рисования в школах имени III Коминтерна, №№ 103, 25, 26. В 1925 г. он организовал, руководил и преподавал в художественной студии Барнаула. Многие из учеников Борисова, ходившие в эту студию, впоследствии стали профессиональными художниками. Среди них Б. Астахов, Ф. Филонов, Л. Нарицын, Б. Будкин и др. Поэтому неслучайно то, что на выставке вместе с работами Борисова соседствуют работы его учеников: Федора Андреевича Филонова, Заслуженного художника Казахской ССР Бориса Мефодьевича Астахова (1918-1997), Ивана Евсеевича Харина (1909-1995), в которых продолжились реалистические традиции учителя, отразилась преемственная связь поколений.

 

www.ab.ru/~muzei/

 

Жизнь и творчество Алексея Николаевича Борисова еще десятилетие тому назад было мало кому известно. И только благодаря во многом пытливому и чуткому исследователю, одному из первых искусствоведов Алтая Ларисе Иосифовне Снитко, это имя не растворилось, не затерялось во времени. Лариса Иосифовна вспоминала, что, изучая по крупицам события художественной жизни края периода 20-30-х гг., она все чаще стала встречать упоминания о художнике и педагоге Борисове. Усилив поиск, Л. И. Снитко смогла встретиться и установить тесные дружественные отношения с семьей художника - с его вдовой верной спутницей жизни Александрой Михайловной Борисовой, детьми Людмилой Алексеевной, Олегом Алексеевичем и Светланой Алексеевной.

Благодаря Ларисе Иосифовне музейное собрание пополнилось картинами одного из первых профессиональных художников Алтая, а в архив музея поступили документы, рассказывающие о жизни Борисова.

Искусствоведом Л. И. Снитко и журналистом, учеником А. Н. Борисова В. Поповым, начиная с середины 70-х гг., был осуществлен ряд публикаций об уже почти забытом художнике-педагоге.

После Ларисы Иосифовны сотрудники музея продолжили изучение творческого наследия Борисова и поиск его работ. Весь ныне собранный документальный и художественный материал позволяет в год столетнего юбилея А. Н. Борисова шире рассказать о нем и полнее раскрыть его вклад в становление изобразительного искусства на Алтае.

Художник родился (5) 19 февраля 1889 г. в Нижнем Новгороде. В метрической книге Похвалинской церкви в этот день был записан мальчик, крещенный Алексеем, в графе родителей значились "нижегородский мещанин Николай Николаевич Борисов и его законная жена Елизавета Степановна".

В своих жизнеописаниях 1934 и 1935 гг. Алексей Николаевич писал:

Мой дед, по отцу украинец бывшей Херсонской губернии. Дворовой, отданный барином в солдаты. Отец писался по метрикам из солдатских детей. Девятилетний сирота усыновляется бабушкой по линии матери нижегородской мещанкой Борисовой. Побудило ее приютить внука корыстная цель, внук получал три рубля пенсии... Бабка девятилетнего внука отдает в учение к купцу, в Новочеркасск, откуда отец вскорости возвращается за смертью хозяина. Бабка работает приходящей прачкой и прислугой по купеческим домам, внука отдает в учение в медножестяную мастерскую. Под руководством мастеров-немцев отец заканчивает учение и получает звание подмастерья. Отец вскорости бросает свое ремесло и поступает в артель, которая направляет его в Ростов-на-Дону весовщиком на железную дорогу. За год отъезда в Ростов-на-Дону родился я по счету четвертым сыном 1.

Пятилетним мальчиком А. Борисов начинает рисовать. С большим увлечением рисует Дон, расстилавшийся широкой полосой перед окнами их квартиры, пароходы с большими клубами дыма. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в Феодосию. Отца перевели сюда на должность артельщика и багажного кондуктора. Он часто бывает в поездках и обязательно выговаривает у начальства себе право брать с собой сына Алексея. Любознательность отца передалась сыну. Вместе они побывали не раз в Симферополе, Керчи, Севастополе, на шахтах Донбасса. Их особенно привлекают места, связанные с историческими событиями. "Исторический бульвар, Малахов курган, братское кладбище - мое любимое местопребывание, - пишет в своих воспоминаниях Борисов. - В моем воображении рисуются картины военных событий, этому помогает и исторический музей Севастополя" 2.

В Феодосии мальчика отдают в "образцовую школу при учительской семинарии". Он не порывает с рисованием.

Зная о его увлечении, "толстый учитель с блестящими пуговицами на мундире и большой бородой", заставляет рисовать на доске паровозы и пароходы. Жизнь Алексея в Феодосии, в старинном и красивом городе, протекает без обычных для его возраста детских забав и игр. Если он не занят рисованием, то бродит по полюбившимся местам. Конечно же, это дом Айвазовского, где будущий художник впервые встречается с подлинными произведениями искусства, у которых простаивает часами. "Возвращаясь из школы в одиночестве, я любил проходить через магометанское кладбище и наблюдал высеченные из камня и резные плоские надгробные расписанные памятники, - вспоминает он. Особенно любил бывать у соседа столяра... срисовываю приносимые к нему картины, к которым он делал рамки".
В Феодосии Борисовы прожили недолго, полгода. Новый переезд - в Харьков, в котором прошло детство и юность Алексея Николаевича.

Хотя и в Харькове живется очень трудно, отец стремится дать детям хорошее образование. Алексей учится сначала в домашней школе, а потом в городском приходском училище. Заканчивает двухклассное церковноприходское училище и специальное учительское отделение. В каникулы зимой и летом он опять путешествует с отцом по железной дороге. Стараясь развить сына, Николай Борисов показывал ему различные производства на металлургических заводах, шахтах, верфях. Когда он подрос, то на лето Алексея определяли в подмастерья к какому-нибудь ремесленнику. В школе в Харькове рисование не преподают. "Рисую дома, - вспоминал Борисов. - Я уже имею акварельные краски и несколько олиографий, которые изучаю, приглядываюсь, но не копирую" 3.

"Университеты", которые отец преподал своим детям, были поистине мудрыми. Кроме образования и навыков различных ремесел отец заботился об их духовном развитии.
По воскресеньям они ходили в театр или же на бульвары слушать музыку. Отец не пропускал возможности посетить с детьми службы в православном храме, костеле, мечети, синагоге. По убеждениям он был не верующим, его сыну не раз приходилось слышать "насмешливые суждения: попы - жулики, а чудес нет, царь ни за что получает большое жалованье, а деньги берутся с рабочих и бедняков, крестьян".

Через отца и его близких друзей Алексей Борисов очень рано подключается к революционным действиям харьковских рабочих. "Двенадцатилетним мальчиком я знакомлюсь с революционерами, - пишет А. Борисов, - в связи с этим всплывают в памяти события и мои личные наблюдения 1900 года. Мы жили в районе железнодорожных паровозных и вагонных мастерских. В одном дворе с нами живет рабочий, которого ночью увозят в темной карете жандармы. По истечении года или больше этот рабочий возвращается и становится постоянным посетителем нашей семьи... В беседе (с ним) с Ломовым из его разговоров я много узнаю о подпольной работе и уже исполняю маленькие поручения. Благодаря Ломову я вхожу впоследствии в кружки самообразования, посещаю массовки, храню литературу, разношу по адресам. В 1905 году - участник сооружения баррикад университета и в бою на заводе Гельферия Садэ..., но главным образом - начальник маленького конвойного отряда для сопровождения арестованных в паровозных мастерских, так как задачей в первые дни восстания было изъять хулиганствующий воровской элемент, охранить водоразборные будки и пекарни со складами муки".

Пригодилась Алексею в революционной деятельности и его способность художника. "Пишу тюремным дядькам картинки, они приходят к нам на квартиру и приносят необходимые сведения... устраиваю передачи в тюрьму и личные свидания. В одно из свиданий меня арестовывают, обыскивают, но я успеваю проглотить обернутую в фольгу записку, переданную мне во время поцелуя. Меня лишают свидания. Обыск дома ничего не доказывает".

За участие в революционных событиях А. Борисова не допускают к сдаче экстерном экзамена в реальном училище, к которому он готовился долгое время. Было отказано ему и работать помощником машиниста на железной дороге. На медкомиссии у него был обнаружен тяжелейший порок сердца. Врачи рекомендовали искать легкую работу и предрекли не дожить до тридцати лет.

Этот период жизни Алексея Николаевича был самым трудным. Нет работы, нельзя учиться дальше, обнаружено тяжелое заболевание, друзья либо в ссылке, либо перешли на подпольную работу. В поисках заработка Алексей подрабатывает порой на самых грязных и тяжелых работах, Наконец, ему удается устроиться в техническую контору чертежником, где случай сводит его с художником-самоучкой. Он неплохо владел техникой масляной живописи и не скупясь делился красками и секретами мастерства со своим молодым другом.
Во время своих частых посещений Харьковского художественного музея, где он стремится у полотен старых мастеров найти ответы, которые ставит самостоятельная творческая работа, у него произошло замечательное знакомство. До этого времени обойденный крепкой товарищеской дружбой, Борисов обретает сразу трех друзей, трех единомышленников и сверстников: А. М. Бондаровича В. Д. Ермилова, И. С. Порошина. "Близкая среда, откровенные беседы, дележка впечатлениями, трудностями и неудачами в работе завораживают меня окончательно, - писал Борисов. - Я бросаю службу у инженера и поступаю в Харьковскую школу рисования, в которой учусь с 1907 по 1910 г. Одновременно, чтоб не оказаться без средств, я поступаю учеником к декоратору оперного театра, работая у которого исполняю все обязанности ученика, хожу за водкой, пивом, закуской и т. д.".

Видимо, весь предшествующий поступлению в Харьковскую школу опыт самостоятельной работы на этюдах помог А. Борисову очень скоро проявить себя. Уже через год его работы экспонируются на выставке, устроенной учащимися художественных учебных заведений Харькова. А еще через год, в 1910 г., он уже участвует в Харьковской художественной выставке несколькими работами: картиной "Призраки", "Автопортретом" и несколькими пейзажными этюдами.

О том, что еще до рисовальной школы у начинающего художника были творческие удачи, говорит и тот факт, что рисунки и этюды 1906- 1907 гг. Борисов включил в свою персональную выставку в 1933 г.

От харьковского периода творчества художника известна лишь одна работа "Портрет художника Порошина" (1911). Портрет выполнен акварелью, и в нем сказывается влияние со стороны штудийных классных работ художника. Он стремится как можно точнее передать облик друга. Но рядом с ученической робостью и несамостоятельностью проявляется и то, что впоследствии получит развитие в зрелом творчестве Борисова. Портрет благороден по цвету, колористически построен на тонком взаимоотношении оттенков голубого цвета. Характера молодой И. Порошин, судя по сохранившимся описаниям, был мягкого, покладистого, мечтательность и поэтичность были неизменными состояниями его души.
Это и сумел увидеть и передать в портрете А. Борисов. Харьковская рисовальная школа не осталась в памяти Алексея чем-то особенным. Больше запомнилось это время путешествием в Крым, где он написал много хороших этюдов. Друзья звали за собой, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1911 год. Москва встретила Алексея неприветливо. В училище принять отказались, не было справки о благонадежности. Но за плату на правах вольнослушателя разрешили приходить в мастерские, слушать лекции. Его мольберт стоял рядом с мольбертом Владимира Маяковского. Два месяца занятий в училище, затем мелькнули частные студии известных художников - Рерберга, Машкова, Большакова. Одновременно он работал помощником декоратора в театрах Москвы. Было голодно, не было постоянного жилья, занятия в студиях велись интересно, но были рассчитаны на уже подготовленных. Алексей чувствовал, что ему нужна прочная система навыков и знаний. Многие хорошо отзывались о Петербургской рисовальной школе при Обществе поощрения художеств и его новом директоре Н. К. Рерихе. 

Борисов, Порошин. 1912 г. Бондаревич, Ермилов


Борисов, Порошин. 1912 г.
Бондаревич, Ермилов.

1912 год, январь. Петербург. Мойка, 83, гулкий колодец с винтовой лестницей, со стертыми гранитными ступенями. Если выйти из дверей училища и пойти направо, то за углом открывается площадь с громадой Исаакиевского собора, а если идти вдоль Мойки в сторону Невы, то через несколько минут окажешься прямо у портика атлантов Эрмитажа.
Борисова не отпускает ощущение, что он находится в эпицентре художественной жизни. Директор училища Н. К. Рерих - председатель художественного объединения "Мир искусства", в нем в основном петербургские художники, а москвичи объединились в "Союз русских художников". Проходят выставки Академии художеств и передвижников, возникают новые художественные группы. Их представители страстно отстаивают свои позиции в печати, и среди однокурсников Борисова не затихают жаркие споры.

В Петербурге жизнь у складывается легче. Зачислен в училище, есть заказы на портреты, нашлась работа в музыкальной драме и Малом театре.

Утро начинается с занятий живописью в мастерской А. Рылова, затем класс эскизов Н. Рериха или графика и композиция у И. Билибина. В небольшой перерыв между занятиями нужно сбегать в ближайшую чайную, "попить чайку", что у студентов значит следующее: заказываешь два стакана чаю и, накрываясь газетой, ешь хлеб, который свободно стоит на столе. И снова бегом в училище на занятия по декоративной живописи у Н. Химоны, а позже - педагогические курсы по рисованию, класс перспективы и черчения, вечером перед тем, как на всю ночь идти работать в театр, можно забежать в студию в Демидовском переулке, полепить или порисовать.

За годы учебы в училище Общества поощрения художеств Борисов прошел класс фигурный и натурный, а также посещал классы скульптурный, черчения, графики, педагогики, декоративный и эскизов. За декоративные работы получил премию, а за работы по рисунку и живописи от педагогического совета ему была дана командировка по России для зарисовки памятников старины и быта.

Почти все деньги премии Алексей потратил на краски и холсты и - в путь. Выбор пал на Соловецкие острова.

Без малого все лето Борисов посвятит красоте этих суровых, но удивительно красивых мест. Напишет два десятка крупных холстов и множество этюдов. Денег на обратную дорогу не хватит, и ему придется наниматься к богатым крестьянам колоть дрова, косить сено. За это его перевозили от села к селу со всем художническим скарбом.

Поскольку ни Харьковская рисовальная школа, ни Училище живописи, ваяния и зодчества не оказали на формирование художнических взглядов Борисова решающего воздействия, а все сохранившиеся работы говорят о цельности его мировосприятия, то можно предположить, что в стенах школы Общества поощрения художеств и произошло становление художественного дарования А. Борисова.

В этот момент Борисов оказался под влиянием художников одной школы. Известно, что Н. Рерих, А. Рылов и Н. Химона принадлежат к одному направлению в искусстве, одной художественной школе, получившей ныне название "Школы Куинджи". Все три художника в одно и то же время учились у замечательного живописца А. И. Куинджи. И все они, как и другие питомцы Куинджи; всегда отмечали громадное воздействие, которое оказал на них один из величайших русских пейзажистов.

К сожалению, работ А. Н. Борисова периода обучения в школе Общества поощрения художеств известно в настоящий момент лишь две - 2 женских портрета. И к этому можно было бы добавить еще одну фотографию, где Борисов запечатлен в окружении своих работ, привезенных им с Соловецких островов.

Постараемся даже на этом скудном материале заметить черты влияния со стороны его педагогов - "куинджистов".

 

К счастью, фотография 1915 г. выполнена качественно, и мотивы, и сюжеты, и композиции некоторых работ считываются хорошо. Преобладают лесные пейзажи, на многих видны излучины рек и берега озер, поросшие высокими пихтами и деревьями с характерными "круглящимися" кронами. Темы очень близкие А. Рылову. Должно быть, интересной была работа с русским храмом на вершине невысокого холма на берегу озера - характерный мотив русского Севера. Видимо, и выбор места своей творческой поездки Борисов сделал под влиянием учителей. Русский Север любили и Н. К. Рерих, и А. ф. Рылов. Последний писал: "Более всего меня привлекала природа северо-восточной полосы России. Я месяцами бродил по ее лесам, перелескам, вдоль рек и озер, впитывая в себя аромат ее полей и лугов".

А. Н. Борисов - учащийся Общества поощрения художников в Петрограде  
А. Н. Борисов - учащийся Общества поощрения художников в Петрограде

Обратимся теперь к двум женским портретам и постараемся в них найти то, что сближало бы Борисова с его учителями.

Оба портрета не окончены, вполне возможно, были написаны в один сеанс. Но эта одномоментность не только не снижает художественного достоинства, но позволяет нам заглянуть в самые основы творческих поисков художника. Известно же, что ранний этап работы художника хранит в себе самые живые, яркие и волнующие импульсы, воспринимаемые им от натуры. Легко заметить на этих портретах, что, начиная их, Борисов ставил задачу создать работы выразительные в цветовом отношении.

В этюде "Орловская девушка, чисто постановочной учебной работе художника, особенно волнует декоративный эффект, который дает сопряжение темно-фиолетового цвета драпировки с ярко-белым пятном накинутого на плечи девушки платка. Детали отделки костюма Борисов передает широкими мазками красного, оранжевого и зеленого цвета.
В начатом им "Портрете двоюродной сестры" он тоже стремится к цветовой звучности. Для чего ставит перед собой довольно трудную творческую задачу - пишет лицо и фигуру девушки на фоне яркого, узорчатого ковра.

Из трех "куинджистов", с которыми наиболее тесно пришлось соприкасаться А. Борисову, видимо, А. Ф. Рылов и Н. П. Химона оказали наиболее мощное воздействие на формирование его художественного мировосприятия. Так, в творчестве А. Ф. Рылова исследователи отмечают: "Реалистический образ опирается на натурные впечатления. Часто преображение конкретного вида было почти незаметным, но оно происходило посредством форсирования цвета, уплощения объема и экспрессивности форм" 4. А Н. П. Химона в своем творчестве "...оперирует яркими цветовыми пятнами, которые абсолютно превалируют над рисунком. Гармония цвета, выразительный колорит напоминают живопись А. Рылова... заметно явная склонность к яркому цвету и богатству красок" 5.

В более поздних работах А. Борисова, выполненных им уже на Алтае, цвет также играет наиболее важную роль в системе выразительных средств. Стремление к декоративному, цветоносному решению полотна Борисов старался привить и своим ученикам. Леонид Нарицын, выпускник его студии, поступив в Омское художественное училище, в письме к Борисову пишет: "Алексей Николаевич, я благодарю Вас за оказанное Вами внимание мне. Я много понял, беседуя с Вами в Вашей мастерской и в студии. Я понял, что надо искать, цвет (а не ограничиваться только светом), понял, как надо делать рисунок с натуры, что надо искать форму, а не переносить линию просто безсознательно на бумагу или холст".

Алтай - моя вторая родина, говорил своим ученикам Алексей Николаевич. Судя по документам, на Алтай художник приехал в середине лета 1918 г. А до этого в его судьбе был бурный, переполненный событиями 1917 г.

С первых дней революции А. Борисов ее верный боец. Вспоминая те дни, он писал: "В февральскую революцию организую представительство" от классов в педагогический совет. Вхожу представителем от "поощрения" в совет учебных художественных организаций. Веду работу секретаря организационного комитета по созыву Конференции учащихся художественных школ России... На съезде деятелей искусств примыкаю к левому блоку, возглавляемому Мейерхольдом. В дни Октябрьской революции и до Октября я всюду - в Таврическом дворце в день организации Временного правительства, на параде и приеме Петроградского гарнизона Временным правительством. В Октябрьские дни у Зимнего дворца и набережной Невы. При восстании юнкеров у Владимирского училища и при взятии телефонной станции, при устройстве обороны канала".

А. Борисов стремится побывать везде. Обратиться к холсту нет времени. Революционный вихрь захватывает Борисова и его друзей. Известно, что в это время он с бригадой молодых художников дни и ночи оформляет демонстрации рабочих, расписывает знамена для Путиловского завода. Состояние здоровья его резко ухудшается настолько, что он едва может передвигаться. Друзья советуют ему ехать в Сибирь, где жизнь полегче.

Урал, вспоминал позже художник, он переехал в бессознательном состоянии. Помогали случайные попутчики. Можно сказать, чудом ему удалось проехать почти всю Сибирь, охваченную белогвардейскими мятежами. После Новониколаевска Борисов направляется на юг, в Бийск, и дальше в Горный Алтай. Благополучно добирается до Эликмонара, где и живет до конца лета.

Алтай покорил художника своей красотой. Дневник Борисова сохранил его первые яркие переживания. "Алтай на меня производит громадное впечатление, - писал он. - Я с удовольствием слежу за всякими изменениями, изучаю горы и восхищаюсь переливами красок, бегущими облаками и изгибами быстрой реки Катуни... Наверху шумит ветер, точно сердится на выросшие горные березки, покрытые первой зеленью лета, точно сорвать он хочет зелено-изумрудный наряд. Снова показались снеговые изгибы вдали, туда, ближе к облакам, просится взор, ближе к крутым скалам стремится душа моя... Немного отвел тягостное чувство заброшенности и одиночества... Весь ужас прошел, есть одно желание скорее устроиться, сделать подрамники и завтра, завтра взяться за работу, ибо сейчас, бродя по холмам, я на каждом шагу нахожу мотив для большого холста, мотив, волнующий душу... Никуда мне больше не хочется, буду жить здесь, удовлетворю свое желание большими долгосрочными работами, отведу свою душеньку синеющими покрытыми облаками возвышенностями, и тогда, тогда лишь закончу продуманные пейзажи, покину сии места".
Пейзажи Борисова "Чертова горка" и "Вид с горы на Элекмонар", написанные им в 1918 г., говорят о том, что художник с большой чуткостью и проникновенностью подошел к красоте вновь открывшихся мест, сумел передать многоликость состояний природы Алтая. Суровый и таинственный предстает он в этюде "Чертова горка". "Вид на Элекмонар", напротив, весь проникнут мажорными, восторженными цвето-музыкальными интонациями. На тонких струнах - стройных стволах берез, сквозь которые открываются деревенские домики, художник в густой изумруд крон красиво вписал золотые монисты первых осенних листьев.
1918 г. был во многом знаменательным в судьбе Борисова. С осени этого года в с. Чемале началась его плодотворная многолетняя педагогическая деятельность.

Одновременно в Чемале он пытался осуществить смелый по тем временам проект - создать в Ойротии театр.
Давняя увлеченность театром, большой опыт работы декоратором крупных театров страны пригодились А. Борисову в Барнауле. В архиве музея хранятся афиши спектаклей, которые ставились в Барнауле и Красноярске. На них декоратором-постановщиком указывается А. Борисов. Можно сказать, что А. Н. Борисов был одним из интересных и плодотворно работающих театральных художников Сибири в 20-30 гг. "К спектаклям в театрах любого разряда, - вспоминает его дочь Людмила Алексеева, - отец готовился очень серьезно, внимательно изучал каждую пьесу, каждое действие, каждую картину... Его декорации четко и правильно отражали эпоху, время происходящих в спектакле событий".

Неутомимый дух подвижника, жившего в Алексее Николаевиче, проявлял себя и в его кипучей общественной деятельности.

Большая общественная работа отвлекала силы художника от творчества. "В 1933 году, - писал он, - я окончательно решил разгрузить себя от производственной работы и при минимуме общественной нагрузки взяться за восстановление знаний и умений. Начал с того, что в каникулярное время поехал в колхоз имени Мамонтова с. Власиха, где в продолжении месяца работал над собиранием материала для картины "Пробный выезд на сенокос".
В 1934 г. художник решает ехать в Ленинград на курсы высшего мастерства при Академии художеств. Но на конкурс не смог представить своих работ, потому что они в то время были в Новосибирске на выставке. Ему пришлось ограничиться лишь производственной работой по оформлению сельскохозяйственной выставки Сельхозакадемии. Участвовал он также в работе по подготовке Ленинграда к октябрьским торжествам. Ему удается недолгое время позаниматься в Институте повышения квалификации Ленинградского Союза РабИС.

"Посещение музеев, галерей и выставок, общение с художниками и посещение их мастерских и классов Академии художеств служили мне для восстановления моих умений".

В настоящее время лишь в назывном порядке можно выделить, опираясь на описания очевидцев и подготовительный материал темы, что особенно волновало художника и отразилось в его картинах. Тема индустриализации воплотилась в картинах о Днепрогэсе, Кузбассе, заводах Барнаула. Сохранившиеся наброски и акварельные эскизы к упоминавшейся картине "Пробный выезд на сенокос" - свидетельство интереса Борисова к теме коллективизации. Конечно же, художник не мог остаться равнодушным к замечательным историческим событиям на Алтае. В рабочих журналах Борисова, хранящихся в музее, есть рисунки, датированные еще 1919 г., где скрупулезно перенесены детали жилища алтайцев, домашняя утварь, орнаменты на одежде и т. д. Позднее, в 1926 г., он задумывает картину "Ойроты-бурханисты" и пишет для этого большую серию этюдов. В том же году им были созданы две картины, посвященные партизанскому движению на Алтае: "Взятие красными партизанами села Шебалине" и "Расстрел улалинских коммунистов в селе Шебалине". В настоящее время сохранились лишь фотографии с этих работ.

В музее находятся две картины А. Н. Борисова о партизанах. Одна из них - "Партизанская разведка", 1935 г., а другая, наверное, самая загадочная работа художника, - эскиз к картине "Интеллигенция на Алтае. 1919 год", написанная в 1927 г. На ней изображены берега Катуни. На переднем плане четыре . женщины в строгих классических платьях. Их позы, жесты, выражения лиц говорят о глубокой задумчивости, грусти и печали. На противоположном берегу из-за гор, написанных в реалистической манере, с передачей деталей и световых нюансов, неожиданно появляются всадники чисто красного цвета, будто бы сошедшие с плакатов революционного времени.

В творческом наследии А. Н. Борисова часто встречаются автопортреты. И поскольку автопортрет - это всегда исповедь, можно говорить о высоком уровне самоанализа художника и о его трепетном желании сердечного контакта.

"Автопортрет" 1935 г., ставший последней исповедью художника, ныне хранится у его дочери Людмилы Алексеевны Платуновой. Он прост и безыскусен по композиции, имеет жанровый характер. Алексей Николаевич изобразил себя в комнате своего дома. Рассеянный свет сближает все оттенки к общей охристо-серой гамме, смягчает очертания предметов. Вся окружающая обжитая обстановка, домашний уют очень дороги для художника, и поэтому, видимо, предметы, попавшие в пространство картины, написаны тщательно и материально. Свой предыдущий автопортрет 1922 г., хранящийся в музее, художник тоже написал на фоне маленькой комнаты, в которой размеренно, без суеты протекает вечер его семьи.

Автопортрет 1935 г. является бесспорной вершиной не только в творчестве А. Н. Борисова, но и среди известных ныне произведений портретного жанра в алтайском искусстве середины 30-х гг.

По силе духовного наполнения с ним может сравниться другая работа Борисова "Портрет жены в черном". Начатый одновременно с другим портретом Александры Михайловны - "Портретом жены у березы" (1911) - и датируемый по каталогам тем же годом, он по существу не сходил с мольберта художника до конца его дней. По воспоминаниям близких, художник оставался им все время недоволен, вносил все новые изменения и улучшения. И параллельно с тем, как шел процесс мужания таланта Борисова, усложнялось его мироотношение, усложнялась и росла концепция портрета.

Вполне может быть, что исходными импульсами этого портрета были сродни, близки тем, что вдохновляли художника в "Портрете жены у березы" - воспеть, сохранить дорогой и любимый образ. Бывали дни, когда художник работал над обоими полотнами одновременно. А. М. Борисова вспоминала, что если на улице было тревожно, шла стрельба, Алексей Николаевич писал "Портрет в черном" дома, как только в Чемале восстанавливался покой и тишина - тотчас выходили во двор работать над "Портретом у березы".

Но, как видно, из последующего времени, судьбы портретов разошлись. Один сохранил в себе всю яркость чувства торжествующей любви художника, а другой пошел по пути философско-психологического обобщения. И поэтому возник не просто близкий художнику образ, а образ современника, подвижника, энтузиаста, до самоотдачи посвящающий себя большим идеям и делам и при этом мало заботящийся о собственной внешней красивости и предельно скромный..

Для такого рода обобщения А. М. Борисова была прекрасной моделью. Вся жизнь ее неразрывно связана с трудным процессом становления народного образования на Алтае. О силе ее духа красноречиво говорит тот факт, что она девятнадцатилетней девушкой в разгар гражданской войны на Алтае смогла организовать школу в одном из отдаленных староверческих сел - в Усть-Коксе.

В испытующем взгляде А. Н. Борисова на его автопортрете как будто бы угадывается вопрос, который волнует каждую творческую личность: будет ли он понят потомками, по праву ли оценят его дела, будут ли поняты его устремления? К величайшему сожалению, на этот вопрос нельзя дать ответ, достойный дел художника. Случилась большая трагедия - утрачена большая часть творческого наследия художника. Переданные на хранение в Алтайский краеведческий музей в 1946 г. около 700 живописных, графических работ при невыясненных обстоятельствах исчезли и местонахождение их ныне неизвестно. Хотелось бы верить, что этот краткий очерк жизни и творчества Борисова, а также выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника, привлекут внимание любителей искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Архив АМИИ, ф. V, р. II, д. 6, с. 1.

2. Там же, с. 2.

3. Там же, с. 3.

4. Манин В. С. Куинджи А. И. и его школа. - Л.: Художник РСФСР, 1987, с. 85. о. Там же, с. 99.

6. Архив АМИИ, ф. V, р. II, д. 6, с. 5. Искусство периода Великой Отечественной войны

1. Шипулин Михаил Никитич (1905- 1.982).

2. Из письма М. Н. Шипулина от 7. 11.
1973 г. - Архив АМИИ, ф. 7, о. 1, д. 29.

3. Из письма М. Н. Шипулина от 5. 04.
1974 г. - Архив АМИИ, ф. 7, о. 1, д. 29.

4. Вступит, статья к каталогу краевой выставки "Алтай в дни Великой Отечественной войны". - Барнаул, 1944, с. 3.

5. Воспоминания И. В. Варзар хранятся в архиве АМИИ, ф. 3, о. 1, д. 30.

6. В. Р. Волков (1909-1988).

1925-1929 гг. - учился в Художественно-промышленном техникуме им. М. А. Врубеля в Омске.
1930-1933 гг. - учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры.
1938-1942 гг. - Горный Алтай. 1942-1943 гг. - служба в Советской Армии.
С 1945 г. - жил и работал в г. Омске.

7. Вступ. статья к каталогу VI краевой выставки. - Барнаул, 1945, с. 5.

8. Там же, с. 4.

9. Рукопись книги Г. Прибыткова "Старейший художник Бийска".

10. 1903 г. - А. Р. Эберлинг окончил Академию художеств. Учился у И. Е. Репина. В советское время профессор Академии художеств. У него учились Б. Угаров, Ю. Тулин, В. Загонек, Е. Рубин. Был победителем конкурса на лучший портрет В. И. Ленина в 1924 г. В годы Великой Отечественной войны "Портрет В. И. Ленина", выполненный углем, был подарен коммунистам Алтая. Местонахождение портрета в настоящее время неизвестно.
В 1952 г. в Ленинграде в выставочном зале ЛОСХа состоялась посмертная выставка произведений А. Р. Эберлинга, где были представлены и работы, выполненные на Алтае.

11. В 1988 г. в Москве переиздана книга О. Берггольц с иллюстрациями П. Басманова "Пимокаты с Алтайских гор" (1934).

Жизнь и творчество художника Борисова //Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств.- Барнаул: Алт. Кн. изд-во, 1989.- С. 55-66.









Всего памятных дат,
праздников:   
3092



На три дня вперед

На неделю вперед



21 ноября 2017 года:

Собор Архангела Гавриила

День покаяния и молитвы (протестантский)

День работника налоговых органов РФ

День бухгалтера

Всемирный день телевидения

Всемирный день приветствий

День рождения: Заполев М.М., Депутат Государственной Думы РФ

День рождения: Булдаков В.В., первый секретарь Алтайского краевого комитета "Союза коммунистической молодежи"

День рождения: Ожигин Б.И., депутат КСНД

День рождения: Бекк А.Л., поэт

День рождения: Преподобный Макарий (Глухарев) Алтайский (1792 - 1847 гг.), основатель Алтайской Духовной Миссии

День рождения: газета "Купи-продай"

21 ноября в истории. События, дни рождения знаменитых людей

День Общего рамочного договора о мире в Боснии и Герцеговине (Босния)

Михайлов день (день Дворового)

Впервые на барнаульской сцене прошла пьеса в 4 д. М. Горького "На дне" (1903 г.)

В Барнаульском Общественном собрании прошел детский спектакль (1911 г.)

В Народном доме детская труппа им. К. Маркса поставила три сцены из драмы А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1920 г.)

На текстильном комбинате на крыше главного корпуса возник пожар (1935 г.)

Создано краевое отделение Союза писателей СССР (1951 г.)

Театр юного зрителя в клубе меланжевого комбината открыл свой первый театральный сезон героической драмой "Именем революции" М. Шатрова (1958 гю) (1958 г.)

Училище химиков ГПТУ-13 заняло в Российской федерации первое место в соцсоревновании (1964 г.)

Для обслуживания жителей квартала 1061 (дальние Черемушки) введено два автобусных маршрута: N 3 и 18. Введен также маршрут N 4 на овчинно-меховую фабрику (1972 г.)

Госкомиссия приняла у строителей 4-х этажное здание профилактория шинного завода (1974 г.)


Добавьте свой праздник:

У вас есть дополнительная информация об этом празднике? Хотите сообщить о празднике, которого нет в нашем календаре?

Заголовок:
Подробный текст:
Ваше имя:
Компания:
Должность:
E-mail :
Контакты для связи с вами :



Введите код:






 

Copyright © 2004–2017. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: barnaul-city@mail.ru
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: barnaul-city@mail.ru

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки
    
Rambler's Top100