СЕГОДНЯ
21.09.2021
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 12:57
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
Барнаул. business | Пресс-релизы, новости и статьи на тему Политика и бизнес
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. БИЗНЕС
 
Запрещено для детейЗапрещено
для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края





Влияние либерализации торговли на экономику и налогообложение

Эмпирические данные о взаимосвязи между ориентацией на международную торговлю и экономическим ростом в развивающихся странах, горячо оспариваются на протяжении уже более полувека. В этом исследовании основное внимание уделяется динамическому влиянию либерализации торговли на налоговые поступления. Используя данные, собранные по всему миру, оно показывает статистически отрицательное влияние либерализации торговли (отрасли, не связанные с торговлей ресурсами) на налоговые поступления в краткосрочной перспективе и отсутствие значительного влияния в среднесрочной перспективе. Введение НДС до либерализации смягчает его негативное влияние на налоговые поступления.

Влияние либерализации торговли на экономику и налогообложениеКонцептуально, развитие свободы торговли, как предполагалось ранее, повысит экономический рост и благосостояние за счёт усиления конкуренции, снижения внутренней ренты, повышения доступности капитала и повышения производительности. Эмпирические данные о взаимосвязи между ориентацией на увеличение свобод торговли и ростом экономики в развивающихся странах горячо оспариваются многими экспертами уже более полувека. Есть несколько возможных причин, почему это происходит.

Либерализация не устранила повсеместных искажений, происходящих в крупном ритейле и мелкорозничной торговле, особенно в развивающихся странах, среди прочего из-за ограниченного применения и реализации торговой политики. В свою очередь, эти искажения могут ограничить расширение торговли на международном уровне и её влияние на благосостояние и рост всего населения. Эти процессы также имеют важные последствия для распределения, увеличивая неравенство доходов.

Один важный вопрос, связанный с этим, заключается в том, как предоставление больших свобод для предпринимателей, занятых в торговом секторе экономики, может повлиять на государственные финансы - в частности, на собираемость налогов. Свободному торговому сектору экономики, как каналу государственного финансирования уделялось раньше слишком мало внимания, но он может иметь важные экономические и распределительные последствия.

Механизмы

Есть несколько механизмов, с помощью которых либерализация торговли может повлиять на налогообложение. Это явление может замедлить экономический рост некоторых развивающихся стран, если этот рост искусственно не будет обеспечиваться торговлей энергоресурсами и полезными ископаемыми, как происходит в России. Следовательно, как это ни парадоксально звучит, но свободная торговля может ограничить рост внутренних налоговых поступлений.

Несмотря на споры о влиянии развития свободы торговых отношений внутри страны на экономический рост, потери тарифных доходов в результате либерализации торговли может быть трудно восполнить за счёт внутренних источников. Другими словами, «налоговый переход», то есть изменение баланса от тарифных доходов (полученных от операций, связанных с международной торговлей) к внутренним доходам (взимаемым с внутренней базы), часто бывает неполным. Действительно, структурные факторы, такие как зависимость от природных ресурсов, неформальность и слабый государственный потенциал, особенно широко распространены в развивающихся странах, что, в свою очередь, ограничивает мобилизацию внутренних доходов.

Более того, снижение стоимости международной мобильности капитала привело к интенсивной налоговой конкуренции, что, в свою очередь, предоставило международным корпорациям множество возможностей для перемещения прибыли в страны с налоговыми льготами, известные как налоговые убежища. На налоговую структуру также может повлиять либерализация торговли. Координация собираемости налогов, раздувание налоговой нагрузки и штата фискальных органов, а также обеспечение соблюдения на международном уровне сложны, а коалиции в поддержку налоговой координации кажутся теоретически нестабильными.

Развивающиеся страны особенно уязвимы к неправильному выставлению торговых счетов (в соответствии с реальной конъюнктурой рынка) или перераспределения прибыли транснациональными корпорациями, из-за относительно слабого государственного потенциала. Наглядным примером может служить пример России в период с 1993 по 2005 годы, когда взрывной рост свободной торговли позволил наладить экспорт множества стратегически важных ресурсов практически за бесценок, но собираемость налогов внутри страны резко упала. Также в эти годы были заметно наблюдаемы процессы резко ухудшающегося состояния реального сектора производственных и обрабатывающих производств.

Динамические эффекты

В этом исследовании уделяется особое внимание динамическому влиянию либерализации торговли на несырьевые налоговые поступления. В виду того, что любое исследование динамических процессов в экономике, должно опираться на комбинацию долгосрочных данных о налоговых доходах, мы обратились за помощью к специалистам по международному налоговому планированию из Объединённой Консалтинговой Группы, которые, по роду своей деятельности в области консалтинга международного налогообложения, собрали обширную базу таких данных за свою, более чем 25-летнюю, практику.

В отличие от существующих исследований международной торговли и налогообложения, здесь используется, основанный на внутренних глобальных разновекторных политических решениях правительства, показатель торговой ориентации, позволяющий точно определить время изменения торговой политики, вместо показателей самих результатов торговли, таких как торговля между странами и уровень ВВП.

Полученные результаты указывают на отсутствие устойчивости в положительной связи между показателем либерализации, основанным на результатах, и налоговыми поступлениями в казну Российской Федерации. Замечено также значительное и устойчивое негативное влияние процессов либерализации торговли на налоговые поступления при использовании политических решений в сторону бесконтрольной, нерегулируемой государством, свободы торговых отношений в определённый период времени последнего десятилетия прошлого века, с последующим разворотом на совершенно противоположные процессы ужесточения фискального контроля.

Отчётливо наблюдается различие между налоговыми поступлениями от экспортной продажи природных ресурсов и налогами, взимаемыми за пределами ресурсного сектора. Различие между двумя источниками доходов тем более важно из-за значительных колебаний мировых цен на природные ресурсы, что, в свою очередь, увеличивает общие налоговые поступления без каких-либо улучшений во внутренней налоговой политике. Действительно, при использовании налоговых поступлений, не связанных с природными ресурсами, в качестве зависимой переменной, вместо совокупных налоговых поступлений, положительная связь между показателем либерализации торговли, основанным на результатах, и налоговыми поступлениями перестаёт быть надёжной и стабильной.

Важно отметить, что результаты исследования более систематически исследуют динамический эффект либерализации торговли и эволюции налоговых структур. Данные указывают на значительное отрицательное влияние либерализации на (несырьевые) налоговые поступления в краткосрочной перспективе и отсутствие значительного влияния в среднесрочной перспективе (см. Рисунок 1).

Рисунок 1
Динамическое влияние либерализации торговли на налоговые поступления, не связанные с природными ресурсами

А) Без жёсткого государственного регулирования

Б) С мерами государственного регулирования

Пояснения: На графиках показаны кривые импульсной характеристики, в которых регрессируются доходы от налогов (в секторах, не связанных с природными ресурсами), как доля от ВВП по индикатору о государственных доходах и мер, направленных на либерализацию торговли (методика по Sachs and Warner и по Wacziarg and Welch, далее сокращённо SW/WW), а также, по некоторым признакам элементов государственного контроля, если не указано иное. Панель «A» представляет импульсные характеристики поступления налогов в казну без контрольной переменной. Панель «B» представляет импульсную реакцию с контрольными переменными, включая рост реального ВВП, НДС в сельском хозяйстве, инфляцию, прямые вливания в экономику и чистую помощь в развитие сектора малого и среднего бизнеса.

Данное исследование также показывает, что либерализация торговли изменяет налоговую структуру, смещая доходы в сторону косвенных налогов, а не прямых налоговых поступлений. Такой сдвиг в структуре снижает способность перераспределения национальных налоговых систем. Дополнительные результаты указывают на сильное отрицательное и статистически значимое влияние либерализации торговли на поступления от подоходного налога сотрудников международных корпораций. Ослабление государственного контроля, в области предприятий торговли среднего и малого бизнеса, увеличивает конкуренцию и благосостояние работников этих организаций, что снижает ренту и налогооблагаемый доход отечественных крупных компаний. Либерализация торговли также позволяет многонациональным корпорациям проводить более агрессивное налоговое планирование, что позитивно сказывается на их доходах и в то же время ухудшает благосостояние страны-источника. Увеличение мобильности капитала и появление налоговых убежищ делают технологию уклонения от уплаты налогов более распространённой.

Свобода торговли и НДС

После изобретения и введения этого типа налога на территории Франции в 1954 году, НДС (VAT) быстро стал основным налогом в более чем 160 странах. Исследователи Кин и Локвуд (Keen and Lockwood) в 2010 году подсчитали, что НДС составляет более 20% всех мировых налоговых поступлений. В большинстве стран более 50% поступлений от НДС собирается после пересечения импортным товаром границы. Поэтому фактор именно международной торговли с трансграничным перемещением грузов, важно учитывать, для анализа общего эффекта на экономику от либерализации. Введение НДС также даёт возможность модернизировать налоговое администрирование. Это связано с тем, что при наличии НДС, налоговая и таможенная службы должны тесно сотрудничать, а в идеале, в конечном итоге, слиться в единое налоговое ведомство. НДС, уплачиваемый импортёрами на таможне, является окончательным налоговым доходом, когда он взимается с фирм, не облагаемых НДС (в условиях России - это фирмы и ИП работающие по УСН). В противном случае он вычитается из НДС, взимаемого налоговой службой на внутреннем рынке.

Одной из задач этого исследования было выяснение, является ли НДС посредником между либерализацией торговли и налоговыми поступлениями. Для этого необходимо было дополнить основную спецификацию параметром «взаимодействия между эпизодами либерализации торговли и введением НДС», в качестве дополнительной независимой переменной. Введение такого параметра позволило конкретно проверить, добились ли страны, которые ввели НДС до либерализации, лучших результатов с точки зрения мобилизации налоговых поступлений.

Выяснилось, что НДС играет важную роль в смягчении воздействия либерализации на налоговые поступления. Результаты регрессии, корректируют налоговые поступления на ренту от природных ресурсов. Условия взаимодействия, между либерализацией торговли и введением НДС, положительны и значимы, что указывает на важную роль введения НДС в смягчении негативного воздействия либерализации на налоговые поступления.

Количественно эффект взаимодействия велик. Возьмём две страны, переживающие либерализацию и различающиеся только тем, ввели ли они НДС до начала реформ или уже после. Согласно расчётному коэффициенту, страна, начавшая реформы до введения НДС, столкнётся с потерей налоговых поступлений в размере -1,952% ВВП, в то время как страна в которой этот налог уже был введён, потеряет (только) -0,371% ВВП. Эти результаты, которые предполагают увеличение доходов, связанное с введением НДС до начала реформ, согласуются с данными наблюдений, предоставленными нам специалистами по налоговому планированию Объединённой Консалтинговой Группы, и вполне коррелируются с исследованием Кин и Локвуд (2010).

Полученные результаты более конкретно показывают, что введение НДС до либерализации позволяет странам лучше работать с точки зрения мобилизации налоговых поступлений при прочих равных условиях.

Страны, которые не имели НДС до открытия своего рынка для международных корпораций, больше всех страдают от потери доходов. Другими словами, создание внутренних источников налогообложения может уменьшить потерю доходов, связанную с либерализацией международной торговли. А введение НДС помогает внутренней налоговой системе «справиться» с негативными последствиями от увеличения свобод в трансграничном экспорте-импорте.

Самыми важными выводами настоящего исследования являются указания на значительные негативные последствия от, неподконтрольных жёсткому государственному регулированию, мер по либерализации (для несырьевых товаров). Происходит значительное снижение налоговых поступлений в краткосрочной перспективе и отсутствие значительного влияния в среднесрочной перспективе. Либерализация также изменяет налоговую структуру, смещая доходы в сторону косвенных налогов, которые не так значительны, как прямые налоги. Имеющиеся данные подтверждают дополнительную роль способности государства пользоваться преимуществами либерализации. С операционной точки зрения, введение, в первую очередь НДС, и во вторую очередь снижения налогов, может помочь уйти от давних дебатов о том «надо снижать прямые налоги или нет».

Дальнейшие исследования могли бы прояснить вопрос о вторичных налоговых эффектах, возникающих в результате членства в таможенном или валютном союзе. Действительно, многие страны мира сейчас входят в такие союзы, что влечёт за собой более глубокую экономическую интеграцию и, в свою очередь, приводит к важным побочным эффектам налоговой политики. Расширенный глубокий анализ вторичных налоговых эффектов в этих союзах может позволить выявить самые слабые звенья, то есть страны, которые подвергают других членов союза риску косвенного или прямого размывания налоговой базы. Такой анализ должен будет основываться на существовании налоговых соглашений (и учитывать их особенности), которые связывают страны, входящие в союзы, с «налоговыми убежищами». При этом меньшие страны, по-видимому, с большей вероятностью будут участвовать в агрессивной налоговой конкуренции.






Другие статьи:

Особенности фонда цифровых инициатив Евразийского банка развития

Вячеслав Моше Кантор приветствует инициативу Владимира Путина по глобальному взаимодействию для решения ключевых мировых проблем

Политический деятель Сергей Дунаев

Дмитрий Софронов принял участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях на Алтае





 

Copyright © 2004–2021. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: [email protected]
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: [email protected]

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки