Бестраншейное восстановление трубопроводов
Если в Германии ремонт трубопроводов методом цементно-песчаной облицовки
используется уже более 200 лет, то в России подобный способ только начал
получать должное распространение. Специалистам он, конечно же, был хорошо
известен и во времена СССР, но партийное руководство считало, что старые трубы
проще заменять новыми.
Сегодня рыночная стоимость работ по санированию изношенного трубопровода, в
зависимости от его диаметра, составляет от 13 до 50% стоимости прокладки нового.
Так, например, восстановление труб диаметром 1200, 500 и 200 мм обходится
соответственно в 5, 3 и 2 раза дешевле их замены новыми. Срок службы
трубопроводов систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации в
результате ремонта продлевается в 2–3 раза.
Иногда при этом нужно менять и опоры, либо другие детали. Производство
опор трубопроводов и производство пружинных блоков, подвесок, других деталей
и арматуры для труб уже более 10-ти лет выполняет Балтийский металлический
завод.
Эксплуатационный ресурс новых труб, внутренняя поверхность
которых защищена цементно-песчаным слоем, увеличивается во столько же раз.
Обрабатывают по данной технологии стальные и чугунные трубы диаметром 80–3000
мм. Толщина наносимого слоя, в зависимости от диаметра, может быть в пределах
5–15 мм. Продолжительность выполнения ремонтных работ в 4–10 раз меньше, чем при
перекладке трубопровода такого же диаметра.
Покрытия на основе цемента обладают пассивным и активным защитным действием.
Пассивный эффект достигается за счет механической изоляции стенок слоем
раствора, нанесение которого способом центробежного набрызга обеспечивает
высокую степень уплотнения и прочность покрытия. Активный эффект защиты связан
со щелочной реакцией цементно-песчаной смеси и с образованием в порах покрытия
насыщенного раствора гидроокиси кальция с pH=12,6.
Железо, контактирующее с такой средой, переходит в пассивное состояние, и его
коррозионная стойкость повышается. Наряду с защитным эффектом цементно-песчаный
слой улучшает гидравлические характеристики трубопровода, что связано с
формированием на его поверхности гидрофильного (скользкого) слоя и с отсутствием
процесса наростообразования.
Для облицовки трубопроводов диаметром до 600 мм ЗАО «Пайп сервис» (г. Москва)
предлагает использовать самодвижущиеся машины с электроприводом, оснащенные
пневморотационными разбрызгивающими головками.
Частота вращения центробежного метателя составляет 2000–3000 об/мин. Скорость
обработки труб в зависимости от диаметра — 3–6 м/мин. Технология санирования
включает отслоение отложений посредством специального скребка (скребкового
снаряда), их удаление из трубы очистными резиновыми поршнями, нанесение раствора
и затирание нанесенного слоя с помощью заглаживающего конуса. Качество
выполнения работ контролируется видеокамерой. Максимальная длина обрабатываемого
участка — 180 м.
При облицовке трубопроводов диаметром более 700 мм применяют самоходную
машину типа ДКТ-860, управляемую оператором. Скорость нанесения покрытия, от
которой зависит его толщина, оператор может регулировать в пределах 0,3–2,5
м/мин. Машина позволяет выполнять облицовку на участках, имеющих повороты на
угол до 90°. Наибольшая длина участка составляет 350 м. Стоит ДКТ-860 около 1,2
млн руб.
Новая технология восстановления изношенных трубопроводов диаметром 80–1200 мм
вклеиванием в дефектный участок рукава из нержавеющей стали разработана ООО «НПО
“Самос”» и ЗАО «НПП “Маяк-93”» (г. Москва). С помощью лебедки рукав
протаскивается в очищенную от отложений трубу и наполняется горячей водой или
сжатым воздухом с давлением 1–6 атм и температурой 40–200°С. Раздуваясь, он
плотно прилегает к внутренней поверхности трубы и приклеивается к ней благодаря
слою специального клея, начинающего действовать в результате разогрева. Концы
нержавеющего рукава через переходные кольца привариваются к трубе.
Максимальная длина восстанавливаемого подобным образом участка может
составлять до 200 м. Стоимость ремонта по такой технологии, по словам
разработчиков, значительно ниже стоимости восстановления любым другим методом, а
эксплуатационные характеристики трубопровода во многом определяются свойствами
нержавеющей стали.
Локальную заделку дефектов в трубах диаметром 200–900 мм ЗАО «НПО “Тарис”»
(г. Москва) предлагает осуществлять путем установки внутренних бандажей с
помощью так называемых пакеров. Это цилиндрические емкости из эластичного
материала, которые при наполнении сжатым воздухом увеличиваются в диаметре.
Кольцевой бандаж, устанавливаемый на область дефекта, состоит из
металлической обечайки и слоя ткани, пропитанной полимерным составом. По мере
наполнения воздухом пакер раздувается и прижимает надетую на него обечайку с
полимером к стенкам трубы. Для изготовления обечаек используют нержавеющую или
углеродистую сталь, а в качестве герметизирующего материала вместо пропитанной
полимером ткани можно применять резину.
Предприятие изготавливает пакеры трех типоразмеров для ремонта трубопроводов
диаметром соответственно 200–300, 350–600 и 600–900 мм. С целью транспортировки
по трубопроводу они комплектуются системой крепления колес и тяги. В качестве
одного из средств доставки пакера с бандажом к месту дефекта можно использовать
телеинспекционных роботов.