СЕГОДНЯ
12.12.2018
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 07:26
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
       Барнаул. Справка | Все о Барнауле и Алтайском крае | Подробно об Алтайском крае и его столице | Археология
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. СПРАВКА
 
Запрещено для детей

Запрещено для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края





Все о Барнауле и Алтайском крае

Подробно об Алтайском крае и его столице


Археология Алтайского края

По свидетельствам археологов, впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века.

Орудия древних людей того времени были примитивны: расколотые на большие отщепы камни и грубо изготовленные из гальки рубила.

Около 200 тысяч лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе, по предположениям ученых, были жилища древнего человека. Здесь археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия: ножей, кинжалов, наконечников для копий и дротиков. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулан, лошадь, газель и винторогая антилопа, бурый медведь и волк. Наши предки уже умели обрабатывать камень, кость и дерево.

В известной Денисовой пещере материалы представлены от среднего палеолита до средневековья: столько лет эта карстовая пещера была постоянным местом обитания древних людей. В ней обнаружены наиболее древние останки человека, найденные до сих пор в Северной Азии. Методом радиоуглеродного анализа их возраст определен в 42 тысячи лет. Как считают некоторые ученые, пещеры все же не были местами постоянного проживания древних людей. Скорее всего, люди той эпохи вели кочевой образ жизни и жили на открытых стоянках, удобных для работы и отражения неприятеля.

Пещеры, вероятнее всего, использовались в качестве долгих стоянок во время кочевий, заготовок припасов и их хранения, ремонта и изготовления оружия.

В конце VI — начале III века до н. э. (бронзовый век) на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.

Большой интерес представляют археологические работы в долине реки Сентелек в Чарышском районе. Здесь освобожден от грунта курган очень большого диаметра. Такие захоронения скифского времени принято называть «Царскими курганами».

Археологический комплекс "Царский курган" находится в долине реки Сентелек, недалеко от ее впадения в Чарыш, на территории Чарышского района Алтайского края. Курган имеет в диаметре около 50 метров и высоту до 2 метров. Этот курган является самым большим на территории Алтайского края. Возведен он был около 2500 лет назад группой сентелекских родов.

Только здесь и больше нигде на Алтае сохранились под толстым слоем земли: обводное кольцо из плит по 1-1.5 метра, внутреннее кольцо и самая замечательная часть погребально-поминального комплекса - ряд из 19 самых высоких на Алтае стел высотой до 4.5 метров!

В ходе проводившихся в этом месте раскопок впервые на Алтае было доказано, что строительством этого сооружения (сруб в могиле и круглая насыпь в ограде - дом "царя" и отходящий на восток ряд из 19 высоких каменных стел), возводившегося в течение нескольких лет, руководили жрецы. Вместе с тем, Царский курган" был по-видимому и древней обсерваторией, с помощью которой наблюдали за движением звезд, солнца, луны и планет. Отмечено, что до начала установки стел должна была производиться нивелировка высот местности, в соответствии с чем определялись длина каждой стелы, место и глубина ее вкапывания строго в одну линию через 320 сантиметров. Для установки каждой стелы использовались бревенчатые леса или тренога с блоком, высотой 5-6 метров.

Впервые на Алтае здесь было установлено существование обычая "заваливания" стел у курганов. Очевидно, что заваливание стел происходило с целью осквернения кургана пришедшими в долину Сентелека древними завоевателями. Для этого помимо человеческих усилий использовался тяговой скот, что позволило в одном случае даже переломить у основания мощную каменную стелу!

В 2000 году была окончательно доказана пазырыкская принадлежность кургана. Царский курган с кольцом и рядом стел является единственным полностью расчищенным памятником такого типа на Алтае и представляет собой зрелищный и информативный объект для посещения учеными и туристами.


Царский курган, Алтай
Царский курган

Неподалеку от Царского кургана археологами обнаружена группа каменных стел, расположенных строго по одной линии и сориентированных в пространстве так, что это дает возможность предположить здесь существование древней астрономической обсерватории. Уникальные находки наших археологов, сделанные в последние годы, свидетельствуют о том, что алтайская земля хранит еще немало тайн.

Афанасьевцы были первыми жителями Сибири, которые овладели техникой выплавки меди и изготовлявшими из нее различные изделия: орудия труда, оружие, предметы быта, украшения. Металл добывали в месторождениях, где рудные жилы были прямо на поверхности или залегали неглубоко. Множество таких древних шахт и разработок находится в Змеиногорском районе.

Антропологические исследования и реконструкции черепов по методу Герасимова показали, что афанасьевцы — люди европеоидного облика, очень высокого роста (средний рост — 1,8 метра). Установлено, что более поздняя скифо-сибирская культурно-историческая общность появилась на базе афанасьевской.

Культура так называемого скифо-сибирского мира сложилась в I тысячелетии до нашей эры, в эпоху, когда период бронзы сменился ранним железным веком. В этот мир входили племена скифов, савроматов, саков, массагетов и др., населявших обширную территорию степей от Дуная до Забайкалья. В это время на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников.

Отдельные находки времени неолита обнаружены и в черте города. По берегу Оби выше элеватора найден скребок из полупрозрачного кварца, фрагменты керамики. В 1963 году по улице Депутатской в погребе дома было раскопано древнейшее захоронение. Сохранился скелет человека, у черепа лежали две серьги, здесь же находился глиняный горшок. Бронзовые серьги с раструбом обложены золотой фольгой, диаметр серег несколько больше трех сантиметров. По фрагментам горшка была восстановлена его форма. Захоронение относится ко времени андроновской культуры, к XV веку до н. э. В 1970 году было раскопано андроновское погребение в районе Туриной горы. Также найден сосуд этого времени у деревни Ерестной.

Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Наши предки летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Жизнь тогдашних обитателей Алтая была постоянно связана с войнами. Основной причиной военных столкновений была постоянная борьба за захват лучших пастбищ и скота — главного богатства любого племени. Об этом красноречиво говорят многочисленные предметы вооружения, найденные при раскопках древних курганов: короткие мечи-акинаки (основное оружие древних скифских воинов), бронзовые клевцы-чеканы (боевые молотки с острым концом), луки и стрелы с железными и бронзовыми наконечниками.


Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Ала-Тау на востоке и до Алтайских гор на юге. Скифское время на Алтае связано с пазырыкской археологической культурой. Курганы пазырыкского периода на территории края довольно многочисленны; встречаются как большие, так и малые курганы. В больших курганах хоронили родоплеменную знать. Здесь в деревянных срубах под каменной насыпью археологами найден богатый инвентарь захоронений: оружие, зеркала, различные изделия из кости, украшения, конская сбруя. Кроме могильников, к памятникам эпохи раннего железа относятся поселения, сооружения поминального и ритуального характера, петроглифы и стелы из камня.

С конца III века — начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну — предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов. В захоронениях того времени находят остатки железного оружия, бронзовые и глиняные украшения, изделия из янтаря, дошедшие сюда в виде обмена из Прибалтики

гребешок, бронза, Алтай
гребешок, бронза

В археологических находках, относящихся к VI — X векам нашей эры, четко прослеживается связь между гунно-сарматскими и тюркскими периодами истории Алтая, когда осуществлялся переход от индоевропейских жителей на территории края к древним тюркам, являвшимся предками современных алтайцев и монголов.

В VI веке н. э. было создано мощное объединение племен — Первый тюркский кагат, ядром которого были алтайские тюрки, и который осуществлял свое влияние на громадных территориях от Кавказа и Крыма до Китая. Он распадается на Западный и Восточный каганаты в конце VI века, которые, в свою очередь, распадаются через полвека. В 682 году возрождается Второй тюркский каганат. Он просуществовал до середины VIII века, до того времени, когда в степях Центральной Азии появился могущественный Уйгурский каганат, под властью которого оказалось население Алтая.

В 1969 году была обнаружена стоянка первобытнообщинного человека на левом берегу Барнаулки выше поселка им. Кирова. По начальному исследованию ее можно отнести ко времени верхнеобской культуры (первые века новой эры).

Верхнеобцы жили небольшими поселками, оседло. Основой их хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие мотыжного типа. Большую роль играли, конечно, охота и рыбная ловля. Хорошо было развито гончарное и бронзовое литейное дело, ткачество. В обиходе употреблялись орудия из железа.

Уйгурский каганат пал в 840 году и большая часть ранее подвластной ему территории оказалась в подчинении у предков современных хакасов — енисейских кыргызов. Алтайские племена становятся их данниками.

Мастера древних тюрков, населявших Алтай, славились своими изделиями из металла. Железное оружие, орудия труда, принадлежности конской сбруи сделаны с большим тщанием, а бронзовые, серебряные и золотые украшения с изображениями зверей и растений завораживают своим искусством изготовления. Древние тюрки Алтая были создателями рунической письменности, существовавшей на Алтае в VII-VIII веках. Это дошло до нас в виде петроглифов и писаниц — наскальных рисунков охрой и выбитого или графически прочерченного изображения на камне. Надписи, сделанные таким образом, выполнены знаками орхоно-енисейского алфавита. Рисунки, как правило, изображают различных животных, всадников, сцены боев и охоты, различных фантастических существ.

В IX веке Алтай населяли различные тюрко-телесские племена, главенствующее положение среди которых принадлежало кипчакам — предкам половцев, впервые описанным в «Слове о полку Игореве». Этот конгломерат племен (енисейские кыргызы, команы, кидании, кимаки и др.) просуществовал достаточно долго. В течение этого времени пришел конец господству енисейских кыргызов, истребленных киданями, относящихся к монголоязычному этносу. Кочевая империя киданей, в свою очередь, к концу XII века была разгромлена сильным союзом племен, возглавляемых найманами. Но и государство найманов, простиравшееся в период наибольшего могущества от Иртыша на западе до Хангая на востоке, было в начале XIII века завоевано полководцами Чингисхана.

В 1207 году Алтай был присоединен к улусу старшего сына Чингисхана Джучи, а затем вошел в состав огромного государства Золотая Орда. Археологические исследования дают картину того времени, как эпоху войн и разорений: городища — со следами сильных пожаров, а погребальные памятники со скудным инвентарем свидетельствуют об обнищании народов и упадке их культуры. От войн и разорения население алтайских племен бежало в лесостепные зоны Приобья.

С конца XVI века население Алтая все более тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов, своих непосредственных соседей. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство — Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии на вассальных началах и входила в общую территориальную единицу, которой управлял тайша — князь, подчинявшийся джунгарскому хану.







Предки человека современного типа жили на территории Горного Алтая много сотен тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные археологические материалы. Самой древней стоянкой первобытных людей на территории Республики Алтай является уникальный памятник Улалинка.

УЛАЛИНСКИЙ РЫХЛЫЙ ВАЛ расположен на восточной окраине г. Горно-Алтайска, на левом берегу р.Улалинки, от которой и получил свое название. Площадь 0,3 га. Входит в состав западных отрогов хребта Иолго. Поверхность вала представляет собой откос склона с крутым обрывом к пойме реки.

В 1961 г. здесь обнаружены материалы эпохи камня, что послужило стимулом для проведения в этом месте серии археологических работ с привлечением широкого круга специалистов (геологов, биологов, палеомагнитчиков). В результате раскопок обнаружены следы жизнедеятельности древнего человека, залегавшие как в верхнем подпочвенном слое, так и в толще геологических отложений.

В верхнем культурном слое найдены каменные изделия эпохи позднего палеолита, тогда как нижний слой оказался намного древнее первого. Здесь обнаружено несколько сотен орудий, изготовленных из желтовато-белого кварцита, реже из камней черной кремнистой породы. Большинство находок представляет собой грубо расколотые гальки.

Определение диапазона дат нижнего слоя Улалинского вала привело среди специалистов к большому разбросу мнений. На первой стадии исследований время формирования вала определялось следующим диапазоном - от 40 до 300 тыс. лет. Однако при дальнейшем исследовании Улалинский вал был датирован в пределах 1-1,5 млн. лет. Все это определило Улалинскую стоянку в разряд самых древних памятников Алтая и древнейших археологических объектов Сибири. В 1978 г. получил статус памятника природы Горного Алтая. К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок на пещерных стоянках: Денисова пещера, Усть-Канская пещера, а также раскопок на стоянках открытого типа - Кара-Бом, Усть-Сема и многих других. В целом, палеолитические памятники показывают, что Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу. В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла. Первым металлом была медь, а затем появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться древними алтайцами в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Денисова пещера, Алтай
Денисова пещера


Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи. В оградках обычно имеются овальные или прямоугольные ямы с перекрытием. В ямах погребенные лежат на спине или боку с подогнутыми ногами. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами данной культуры являются прямоугольная ограда - кладбище, каменные ящики и полихромные рисунки на плитах ящиков. В эпоху палеометалла население Горного Алтая перешло от присваивающих форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства - к производящим формам: земледелию и скотоводству. С этого периода древние алтайцы стали заниматься строительством мелиоративных сооружений и возделыванием пашен, выращиванием таких культур, как просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада, состоящие из овец, коз, коров, лошадей, летом стали отгоняться в альпийские луга, а к зиме возвращаться в долины. В 1 тыс. до н.э. период бронзы сменяется в Горном Алтае периодом раннего железа. Расцвет этого периода связан с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру скифского типа. Они известны на всей территории Горного Алтая - это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы, а также тысячи других.

Каракольская культура, Алтай
Каракольская культура


УРОЧИЩЕ ПАЗЫРЫК расположено на территории Восточного Алтая на высокогорном Улаганском плато в междуречье рек Большой Улаган и его правого притока Балыктуюль. Это небольшая долина, дно которой имеет слегка вогнутую форму с понижением в центре. Хорошо дренирующие грунтовые отложения целиком поглощают незначительные атмосферные осадки. Растительность низкорослая с сильно развитой корневой системой. Травостой на отдельных участках не дает сплошного покрытия. Все это характерные особенности горной степи, растительность которой обладает большим содержанием солей, оказывающих благоприятствующее влияние на животный мир. Этот высоко ценилось древними скотоводами. Поэтому данная местность насыщена археологическими памятниками. Всего в пределах долины имеется около 40 древних сооружений. Это курганы с каменной наброской, плоские овальные выкладки, оградки и т.п. Среди всех объектов выделяются пять больших каменных курганов, принесших урочищу мировую известность.

Урочище Пазырык, Алтай
Урочище Пазырык


Впервые для науки памятники были открыты в 1924 году. Первый большой Пазырыкский курган исследован в 1929 году, остальные четыре - в 1947-1949 г.г. В результате раскопок выяснилось, что под насыпями находится вечная мерзлота, благодаря которой в руки археологов попали уникальные материалы скифского времени, которые в обычных условиях не сохранились бы. Это изделия из дерева, кожи, меха, войлока, а также всевозможные ткани. Обнаруженные в курганах орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, конская сбруя дают возможность представить облик материальной культуры населения Горного Алтая более чем двухтысячелетней давности.

Прекрасно сохранившиеся конструкции погребальных бревенчатых срубов содержат информацию об имевших место навыках строительства жилья. Большое количество интересной информации заключают в себе мумии вождей и их жен, а также остатки их коней. Кроме того, богатейший комплекс находок из захоронений вождей - это прекрасные музейные экспонаты, выставленные в экспозициях Эрмитажа.

Описываемые курганы дали наименование яркой и самобытной пазырыкской культуре племен Горного Алтая скифского времени. В целом курганы урочища Пазырык, с учетом как собственно археологических, так и естественнонаучных методов, были датированы в пределах V-IV вв.до н.э.

Обычно могильники пазырыкской культуры представляют собой цепочки курганов, вытянутые с севере на юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. В северной частиямы на приступке, как правило, имеются сопроводительные захоронения коня.

В погребениях встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба.




Кроме могильников, к периоду раннего железа относятся такие археологические объекты, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, стелы, петроглифы, оросительные сооружения и др.Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера - поселения, святилища, производственные центры и т.д.




Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа "булан-кобинской". В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние - скульптуру воина, а также балбалы - небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.




К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д










 

Copyright © 2004–2018. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: [email protected]
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: [email protected]

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки
    
Rambler's Top100