СЕГОДНЯ
27.10.2021
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 10:33
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
      Барнаул. Новости | Календарь событий Барнаула и Алтайского края
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. НОВОСТИ
 
Запрещено для детейЗапрещено
для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края





Календарь праздников

14 октября 2021 | народные праздники (приметы)

Народные приметы, праздники: Покров Пресвятой Богородицы. Покров. Первое зазимье. Свадебник


В этот день завершался сельскохозяйственный год. Сбор последних плодов. Отлет журавлей до покрова - на раннюю, холодную зиму. Каков покров, такова и зима. Лист с дуба и березы упал чисто - к легкому году, нет - к строгой зиме. Не покрыл покров, не покроет и рождество. При переменном ветре и зиме быть непостоянной. Последний сбор груздей и рыжиков. С Покрова начинались свадьбы.

К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. Идет последний сбор плодов и грибов: груздей, рыжиков и свинушек. Праздник этот межевой между осенью и зимою, говорили: "До Покрова осень, за Покровом зима идет". На Покров первое зазимье. "Покров не лето, а Сретенье не зима", "До обеда осень, после обеда зимушка-зима". С Покрова отсчитывали начало холодного времени года.
Урожай убран, хлеб в амбарах, наступило время свадеб. На Покров обычно играли свадьбы: "Придет Покров, девке голову покроет", а выпадение снега на этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных: "Если снег выпадет 1 октября, это предвещает много свадеб, а снег, падающий в день венчания, сулит счастье молодым". Поэтому девушки просили: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком", или "Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду". Покрытие головы издревле было признаком замужества: девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине быть простоволосой считалось большим грехом. И сегодня невеста во время венчания стоит, покрытая фатой. Так в народном сознании переплетаются нетленная пелена (мафорий Богородицы), брачное покрывало невесты и снежный покров земли.

На Покров начинают утеплять на зиму избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы, то есть "Натопи хату без дров!" Считали: "Чини избу до Покрова — не то не будет тепла".

На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держали в доме. Начинались осенние торги, ярмарки.

Были у поселян и приметы: если снег до Покрова упадет — зима не скоро настанет. Каков Покров, такова и зима. Отлет журавлей до Покрова — к ранней холодной зиме. Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша. На Покров ветер с севера или востока — к холодной зиме с юга — к теплой зиме, с запада — к снежной зиме, а если ветер порывами налетает, тучи то совсем небо закроют, то в просветах солнце проглянет — будет и зима переменчивой, непостоянной. "Покров кроет землю то листом, то снегом".

В устных календарях - первое зазимье, свадебник.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы - день нашей великой надежды и упования на Ее заступничество и покровительство роду человеческому. Милость Пресвятой Девы была явлена в середине X века во Влахернском храме Константинополя. В этот день Пресвятая Владычица явилась во храме и стала перед престолом усердно молиться за весь мир. При этом Она сняла со своей головы покров и на Своих руках простерла его над всеми молящимися в церкви, а через них - и над всем миром. Великий князь Святой Андрей Боголюбский в 1165 г. добился прославления этого праздника как общерусского. Недаром Русь именовала себя не только Святой, но и Домом Пресвятой Богородицы.

 «До обеда осень, с обеда зима». Примерься:
«Ветер с севера, с востока - быть зиме суровой, дует с юга - на снега, на теплую зиму; переменный — и ей быть переменной».
«Белка чиста (успела перелинять), зима будет хороша». «Покровская суббота на голе и Дмитриева (8 ноября) на голе». Вообще, «по Покрову и зима».
«Захвати тепла до Покрова, не захватишь - будет изба такова» - старались ухитить жилье, поправить завалины, поновить конопатку пазов.

Главное внимание, понятно, «домашнему солнышку». «Дедушка старый: лето придет - не глядят на него, зима придет - обнимают его» - ну-ка, о чем загадка? «Кто хлебы пек, на того бы и лег» - шутка-подковырка.

Печи русские, пекарки били из сырой глины, клали кирпичные подтопки и лежанки, круглые голландки. В Холмогорщине голландки обшивались рифленым железом, узорились резной жестью. Редким украшением изб были печи изразцовые, «муравленые», встречавшиеся, в частности, под Красноборском. Обливные цветистые «кафли» производил Великий Устюг. К Покрову ремонтировались хлевы, конюшни. Старушки жгли изношенные лапти - с надеждой «ходу себе на зиму прибавить».
Красные девицы молили: «Батюшка Покров, покрой землю попышняя, пошли мне женишка поумняя».

Сватовство и «рукобитье», смотрины места на подворье жениха и «запоручиванье», «неделя» - росстань на угорах с родной стороной и подвенечная баня, «прощанье с красотой», девичьей косой... Сколько сцен рвущего сердца драматизма и пронзительно лиричных!

Казалось бы, событие сугубо семейное. Между тем свадьбу играть, помимо родни, включалась едва ли не целиком деревня. Обряд, растягивавшийся дней на десять, сам по себе требовал множества участников: от свата, тысяцкого, стольников, поезжан до постельной сватьи и подкунного с единственной обязанностью доставить приданое новобрачной в дом мужа после венца.

Зарождается новая семья, мы ее поручители - вот, думается, главный смысл многолюдства. Нет чужой радости, и нет чужого горя: поруха у соседа тебе угроза; счастье, лад - всем покой. Нельзя на миру отчуждаться, нельзя жить одиноко среди людей.
 «Корову выбирают по рогам, человека - по родам». В оценке родословной решающее слово за стариками: «Стерпится - слюбится, бери, на кого указано». Бывало, к девушке-славнухе то-то доступалось женихов, а принимали одного. Не обязательно богатенького: «золото и в грязи блестит». Может, девку в работницы прочите? Хватит, сваты, в заслонку стукать! Полно-ка, угомонитесь!

Стол шатали, заслонкой стучали, обычаем этим давая понять, зачем гости припожаловали.

В свадебном обряде невесте первая роль. Жених влюбе, неволей выдают, все равно о пол хлещись. Примета, о которой у нас в Городишне слыла молва: «Не наревешься за столом, наревешься за столбом (в замужестве)». Истово выданьица свое соблюдала:
     
      Не дали мне, горемычной,
      Во девушках насидетися,
      Русу косыньку повырастать...
     
      Изливала она душу в плачах:
     
      У меня ли горе нечутко,
      У меня, младой, горя крутые горы,
      Уж слез-то реки быстрые,
      Все поля горем насеяны,
      Все сады горем изнасажены.
     
Крестьянский свадебный чин вбирал в себя более четырехсот действующих лиц. Деревни, разделенные иногда только полем либо покосами, разнили его по статьям, набору причетов, обязанностям участников красочного захватывающего зрелища.
Естественно, смысл плачей-причитаний сводился к тому, что молодая женщина открывала через них свой внутренний мир, душевные качества. С лица, известно, не воду пить.

Законное место уделялось подругам невесты, «сизым голубушкам». Они шили из холста белье для жениха, они сопровождали выданьицу на расстанный угор. Они такими примерно выпевками высмеивали свата:
     
      Ты ходил да похаживал,
      Да не путем, не дороженькой –
      Кошачьей тропиночкой,
      Заячьей лозиночкой.
     
Отнял дорогую товарку, улестил ее отца-мать, будто у жениха «дом-хоромы высокие, много скота рогатого, много хлеба белого». На деле-то, люди добрые, послушайте:
     
      Дом-хоромы хорошие –
      В лесе лес запримеченный,
      Он стоит да шатается,
      Только вершины лягаются.
      А из скота рогатого
      Таракан да жужелица,
      А из хлеба белого
      Три зерна катаются,
      Одни мыши питаются!
     
Не стерпит сват, обидится:
      - Косточку в горлышко вам, девушки.

Напрасно! Розыгрыши, насмешки заложены в самой обрядности чина.

Сговор окончательный, ударили родители по рукам, невесту в «большом наряде» впервые всенародно показывали жениху.
Перед выходом выданьица умывалась из братины «с серебра», когда в воду с вином бросали серьги, кольца, деньги, щепоть соли и кусочек хлеба: «Доброму человеку хлеба в рот, а злому-лихому соли в глаза»! Стояла невеста на скатерти, и вместо полотенца ей подавали утираться другую скатерть. Остатки воды разбрызгивались на девушек: счастливее замуж выйдете.

В большой наряд невесты, скажем, в Тарноге входили исподние рубахи (верхняя непременно изузорена древней орнаментальной вышивкой), гарусный или атласный сарафан, передник с кружевными прошвами, «рукава» - нечто вроде кофточки, длинный, разноцветных шерстяных нитей пояс. Голову венчал парчовый «головодец», поверх набрасывалась шелковая шаль, свисающая кистями до половины лица и ниспадающая по спине. Из украшений обязательны серебро, янтарь - бусы, броши, цепочки. Шею прикрывал шитый золотыми нитями «наборочник».
Разноцветье атласа, гарусников, белизна нарукавий, живые переливы серебра, благородная тяжесть темных, таинственно мерцающих янтарей - есть чем восхититься! Какая важность, если кое-что из «скруты» - наряда по деревням собирали?
После выхода «перед столы» с угощением свадебных чинов, даров им со стороны невесты - черед девичнику, веселью заполночь.

Набивалось в избу парней, девок, толпились любопытные - в сенях, на крыльце и то народ.

Сейчас у невесты проводы девичества, а однажды утром, в венчальный день будет с отеческим домом слезное расставание.
     
      Охти мне, позабылася,
      Со окошечком не простилася!
      - Ты прощай-ка, окошечко,
      По названью колодное.
      Я под этим окошечком
      Чай пила да обедала.
      Охти мне, позабылася,
      Со окошечком не простилася!
      - Ты прощай-ка, окошечко,
      По названию кутнее.
      Я под этим окошечком
      Шила браны платочики
      И плела поясочики.
      - Ты прощай-ка, окошечко,
      По названию суточно,
      Я под этим окошечком
      В лапотки обувалася,
      На работу сряжалася.
     
Хранить в памяти сотни стихов и не выбиться из роли, не сделать шага, противоречащего обычаям, порядку, - ну-ка, легко ли на глазах у придирчивых зрителей одолеть многодневный спектакль? Просто ли было выйти замуж девушке лет семнадцати?

Не игралось свадеб, повторявших одна другую, пусть строй, костяк оставался целостным, неизменным. Ничего напрокат - обряд разнообразили сваты и краснобай-дружка, невеста и ее «праворучницы»-подруги.

Лукаво блеснет из-под фаты глазок, выпевает, убивается страдалица:
     
      Схоже красно солнышко,
      Любезный мой тятенька,
      Брал ты за себя родну мамушку,
      А меня выдаешь за чуж-чуженина,
      За леса дремучие,
      За болота зыбучие?
      Там медведица - зла свекровушка,
      Там медведь - свекор-батюшка.
     
Сватья охнет:
      - Клавдия, сызмала я тебя грубее доченьки не называла...
      - Чш-ш, - толк ее локтем муж. - Клавдию не знаешь? Ишь, разыгралась, с ней не соскучишься!

В нашем захолустье долго-долго оберегались заветы старины. Свадьбы играли с песнями, причетами, шумно и людно.
Обряд упрощался, укорачивался и разом изник.
     
      Колокольчики забрякали,
      Затопал вороной:
      Собирай, милашка, вещи,
      Я приехал за тобой.
     
По Покрову октябрь в целом считался месяцем-свадебником. Везде, пожалуй, кроме Поморья.

Лов семги на нерестовых реках, ход сороцкой сельди... Успей до больших снегов напромышлять боровой дичи! В Холмогорах собирают гурты породистого и выгульного скота к «покровскому походу»... Повсеместно режут овец, телят, свиней в засол себе и на продажу...

«Свинобоем» назывались недели между уборкой огородов и филипповским постом,жениться, выйти замуж - «о репе, капусте и свинобое» - ей-ей, поднимут на смех. Более половины браков заключалось в январе-феврале, в зимний мясоед, из ста свадеб едва-едва две игрались в Поморье на Покров.









Всего памятных дат,
праздников:   
3092



На три дня вперед

На неделю вперед



14 октября 2021 года:

Лесников И.В., первый заслуженный артист РСФСР в Алтайском крае, актер


Добавьте свой праздник:

У вас есть дополнительная информация об этом празднике? Хотите сообщить о празднике, которого нет в нашем календаре?

Заголовок:
Подробный текст:
Ваше имя:
Компания:
Должность:
E-mail :
Контакты для связи с вами :



Введите код:




 

Copyright © 2004–2021. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: [email protected]
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: [email protected]

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки