Народный фронт обратился в правительство Алтайского края с предложением провести детальный анализ причин невостребованности мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива. Учитывая низкий уровень доходов населения и значимую долю расходов на ЖКУ семейных бюджетов, реальная потребность в подобных выплатах, особенно у сельских жителей, кратно выше фактической.
Компенсацией на покупку угля воспользовалась только 21 тыс. жителей Алтайского края (5,38% владельцев домов с печным отоплением), по официальным данным властей, которые они последний раз обнародовали в октябре. Общая сумма перечисленных средств составила 16,6 млн руб. Во многих случаях размер компенсации составлял от 400 до 2,5 тыс. руб., что зачастую даже не перекрывало затраты на сбор документов и транспортные расходы для подачи заявления на получение компенсации.
В мае из-за резкого подорожания угля управление по тарифам Алтайского края приняло решение увеличить на 21,4 % предельные цены на уголь. Власти региона для введения механизма компенсаций по приобретению угля выделили 1 млрд руб., чтобы снизить финансовую нагрузку на население.
Профильное минсоцзащиты сообщило экспертам Народного фронта, что эти выплаты не входят в его компетенцию. Получается, региональные меры поддержки на уровне региональных органов власти фактически не администрируются, работа переложена на муниципалитеты.
Народный фронт предлагает пересмотреть стандарты нормативной площади, нормы твердого топлива для продажи населению, используемые при предоставлении мер соцподдержки, региональные стандарты стоимости предоставления ЖКУ.
Еще один вариант – перейти от модели оплаты населением по экономически обоснованным тарифам (с превышением индекса платы граждан и последующей компенсацией части затрат населению) на модель с применением льготных тарифов в ЖКХ и обеспечение населения «социальным» топливом. В этом случае разница между рыночной и социальной ценами компенсируется поставщикам, а не по сложному механизму дотаций муниципалитетам для последующей компенсации населению. Подобная модель работает в регионе при поставках баллонного сжиженного газа через ОАО «Алтайкрайгазсрвис».
«Предложения экспертов Народного фронта в Алтайском крае, озвученные год назад, остаются актуальными и в масштабах страны. Необходимо регулирование цен на уголь и тарифов на его доставку, начиная с карьера и заканчивая конечным потребителем. Совершенствование вопросов квотирования поставок угля на внутренний рынок для реализации населению и регулируемым теплоснабжающим организациям, а также бронирования подвижного железнодорожного состава с приоритетом его выделения для поставок на внутренний рынок для недопущения дефицита в том или ином регионе. Также можно рассмотреть, как альтернативу сквозному регулированию цен на уголь и вариант введения на федеральном уровне демпфирующего механизма ценообразования для сдерживания цен на уголь на внутреннем рынке России по аналогии со схожим механизмом сдерживания цен на бензин», – считает руководитель регионального исполкома Народного фронта в Алтайском крае Сергей Войтюк.
Источник:
Общероссийский народный фронт