СЕГОДНЯ
17.09.2021
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 07:32
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
      Барнаул. Новости | Есть мнение
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. НОВОСТИ
 
Запрещено для детейЗапрещено
для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края





Есть мнение

25 02 2005

Алтайский край, республика Алтай, Кемеровская область: объединение неизбежно!

Аналитики "Социального дозора" приводят свои доводы неизбежности объединения регионов и создания Южно-Сибирской губернии...


Социальный дозор


Начавшаяся в стране социальная реформа в очередной раз обострила давнюю проблему – неравенства регионов России, т.е. отсутствие у большинства из них финансово-экономических возможностей для решения самых насущных задач, не говоря уже о собственном развитии.

По поводу монетизации у нас в крае не высказался только ленивый, однако никто не захотел посмотреть правде в глаза и признаться в том, что дальнейшее сохранение Алтайского края как самостоятельного субъекта России нельзя оправдать ни с социальной, ни с экономической точек зрения.

Монетизация это только начало – запущены реформы ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры, масштабная реформа местного самоуправления. Все эти преобразования в условиях социально-экономической беспомощности нашего региона, очевидно, будут «буксовать», если вообще смогут быть осуществлены. А как результат – дальнейшее ухудшение качества жизни населения.

На сегодняшний день согласно официальной статистике, почти четверть населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. Именно поэтому к объединительным процессам необходимо подходить, прежде всего, с точки зрения преодоления бедности в России.

К сожалению, вопрос этот все больше скатывается в политическую плоскость, в то время как главной целью таких процессов является общий подъем экономики страны, в которой каждый субъект является экономически самодостаточным регионом.

Алтайский край, в котором около 40% населения живет за чертой бедности, а социальная сфера еще как-то существует только за счет трансфертов из Федерального бюджета, доказывает, что статус субъекта Российской Федерации сам по себе не является гарантией «сытой жизни».

В идеале субъект федерации – это самодостаточное образование, т.е. он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения функций, возложенных на него конституцией страны, федеральными и региональными законами.

С этой точки зрения Алтайский край, Республика Алтай как, впрочем, и многие другие территории, являются субъектами Федерации лишь формально, так как социально и экономически не самодостаточны. Кемеровская область также не относится к регионам с высоким уровнем развития, однако в данном случае, выступает как более сильный и развитый регион.

Особого внимания заслуживает республика Алтай, которая с населением всего 200 тыс. человек (в одном только Барнауле проживает в 3 раза больше) никак не может быть признана полноценным субъектом федеративных отношений.

Экономика

Некоторые социально-экономические показатели состояния экономики Кемеровской области, Алтайского края и республики Алтай, являющихся потенциальными субъектами интеграции (числовые выражения показателей приводятся в округленных цифрах по состоянию на середину 2004 года)

По объему промышленной продукции уверенно лидирует Кемеровская область, ее показатели в 1,7 раза больше, чем среднесибирские, в 3,4 раза больше, чем в Алтайском крае и в 29 раз больше, чем в р. Алтай.

В сельском хозяйстве ситуация иная: по сельхозпродукции на душу населения первенство принадлежит Алтайскому краю: в 1,8 раза превышает показатель по СФО, в 3,3 раза – Кемеровской области, в 1,6 раз – р. Алтай.

Примерно то же соотношение наблюдается в производстве молока и мяса.

По индикаторам уровня жизни населения преимущественно аграрный Алтайский край (как впрочем, и р. Алтай) серьезно уступает промышленно развитой Кемеровской области – денежные доходы среднестатистического жителя Кемерово в среднем в 1,8 раза больше, чем у жителя Алтайского края или р. Алтай. При этом в Алтайском крае средняя зарплата даже чуть ниже, чем в р. Алтай (4000 и 4500 руб. соответственно).

«Лидирующие» позиции удерживает Алтайский край и по просроченной задолженности по зарплате (например, в 3 раза больше, чем в Кемеровской области). Выделяется Алтайский край и по росту стоимости услуг ЖКХ, при чем не только среди регионов Сибири, но и всей России.

В среднем с начала года по России стоимость услуг ЖКХ выросла на 25%, в ряде регионов более чем на 30%. В лидерах же оказались: Татарстан, Калининградская область и наш Алтайский край, где тепловой тариф вырос более чем в полтора раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы, каждый в отдельности из перечисленных регионов обладает определенными преимуществами, сочетание которых в едином субъекте федерации приведет к появлению нового региона, имеющего сбалансированную в отраслевом отношении экономику и развитую социальную сферу.

Получится своеобразный союз на взаимовыгодных условиях: Кемерово обеспечивает новый субъект промышленным потенциалом, Алтайский край - продуктами сельского хозяйства, республика Алтай, рассматривается, как база для отдыха и воспроизводства жизненных сил. Проще говоря: Кемерово - греет, Алтайский край - кормит, а отдыхать - в Горный Алтай.

Объединение создаст стимулы для развития местной промышленности и сельского хозяйства, позволит поддерживать достойный уровень культуры, науки, образования, социального обеспечения. За счет перераспределения ресурсов мы сможем на первом этапе добиться выравнивания уровня жизни населения, т.е. улучшить жизнь одних, не ухудшая жизни других.

Затем мы будем иметь повышенные темпы роста развития экономики на основе более эффективного использования экономических потенциалов объединенных субъектов.

Пока же складывается парадоксальная ситуация: Алтайский край начинает тратить огромные финансовые ресурсы на поиск и добычу угля на собственной территории, в то время как в Кемеровской области уголь в избытке, а кемеровчане в свою очередь вынуждены сегодня вкладывать солидные средства в развитие сельского хозяйства, которое неплохо развито в Алтайском крае. У республики Алтай с ее нищенским бюджетом, как известно, нет возможности развивать туристическую отрасль, которая может приносить серьезные доходы.

Экономически целесообразным является объединение регионов именно с разной специализацией (АК – сельское хозяйство, Кемерово – промышленность, р. Алтай – туризм). В этом случае происходит отраслевое взаимодополнение, и объединенный регион будет характеризоваться более диверсифицированной структурой производства.

Южно-сибирская губерния

Таким образом, у нас возникает следующий вариант интеграции – экономически относительно благополучный регион (Кемеровская область) с относительно бедными регионами (Алтайский край и республика Алтай). Эта схема в наибольшей степени устраивает Федеральный центр, поскольку объединение богатых регионов может привести к появлению сверхбогатых субъектов Федерации и как следствие к проявлениям бюджетно-налогового и иного сепаратизма.

Уже доказано, что регионы с наиболее острыми экономическими проблемами объективно ближе всего находятся к созданию инновационной экономики. Наши регионы готовы к развитию на основе инноваций, однако это будет возможно только в случае экономически обоснованного перераспределения ресурсов, имеющихся на объединившихся территориях. Проще говоря, в объединенной Южно-сибирской губернии на территории Алтайского края не придется гнаться за ростом промышленного производства, а появится возможность заниматься тем, что здесь получается лучше всего - сельским хозяйством, а на территории Кемеровской области можно будет сосредоточиться исключительно на развитии промышленности и добыче угля, не отвлекаясь на решение аграрных проблем. В результате появятся средства для реализации инновационных программ и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере (на территории республики Алтай).

Для России не осталось другого пути как развитие инновационной экономики, в которой реальное продвижение должно начинаться именно с депрессивных регионов, что невозможно без трансформации административно-территориальной структуры России.

Безусловно, при объединении регионов экономический эффект не возникнет из ничего. Для его получения сначала потребуются затраты: выравнивание уровней жизни населения объединяемых регионов, создание общей инфраструктуры, проведение выборов новых органов власти, реорганизация управления и т.д. Для этого придется обращаться к федеральному Центру, который сегодня располагает необходимыми финансовыми средствами.

Политика

Активизация процесса укрупнения регионов является логическим продолжение изменения порядка избрания губернаторов, поскольку реформа регионов, в конечном итоге, должна содействовать укреплению влияния Федерального центра на местах.

Новый порядок избрания губернаторов решает как минимум две проблемы:

Во-первых, отпадает опасность, связанная с усилением политического веса лидеров укрупненных регионов в ущерб позициям центра. В условиях назначения губернаторов этой проблемы нет - любого политического тяжеловеса можно в любой момент снять.

Во-вторых, нищие регионы больше не выгодны центру. Если раньше действовал принцип «разделяй и властвуй» и регионы с низким уровнем жизни населения находились в полной зависимости от субсидий федерального центра, то теперь, когда губернаторы назначаются Президентом, на федеральный центр ложится ответственность за положение дел в регионах и слабые субъекты просто не нужны.

Сложившийся политический расклад в рассматриваемых нами регионах как нельзя лучше способствует объединительному процессу. Если раньше, когда А. Суриков был губернатором Алтайского края и по своему политическому весу немногим уступал А. Тулееву, говорить об объединении было просто бессмысленно. Авторитет Лапшина также был весьма высоким, что было связано, в том числе, с занимаемым им постом руководителя Аграрной партии России.

Сегодня ситуация в корне изменилась. В Алтайском крае и республике Алтай власть как нарочно делает все, чтобы себя дискредитировать. В Алтайском крае происходит череда непонятных назначений и отставок, что свидетельствует о серьезных проблемах в управлении краем, что стало основой серьезного конфликта с краевым Советом народных депутатов.

Президентом Алтайской республики и вовсе занимается Генеральная прокуратура, и Лапшин уже не лидер АПР. На фоне откровенной слабости руководителей этих двух регионов кемеровский губернатор, что называется вне конкуренции. Это подтверждают и экспертные исследования.

Так, опрос Центра политических технологий, посвященный оценке влияния российских региональных лидеров по состоянию на декабрь 2004 г. и их перспективам сохранить свои посты в результате назначения Президентом, показал:
А. Тулеев- (1) 4,64 балла.
М. Лапшин- (80-81) 2,21 балла.
М. Евдокимов –(85-86) 1,64 балла.
( в скобках обозначены места в списке российских губернаторов).

Кроме того, губернатор Кузбасса не раз заявлял, что «количество регионов необходимо сократить до 35, а губернаторов назначать непосредственно указами президента».

Можно прогнозировать, что при скорой смене руководителей Алтайского края и республики Алтай и назначении по новой схеме уже других лиц, последним будет настоятельно рекомендовано активизировать объединительный процесс с Кемеровской областью.

Сопротивление

Интеграции регионов будут мешать, прежде всего, политические амбиции местной политической элиты - страх потерять после объединения ставшие привычными должности, политический ресурс, контроль над финансовыми потоками. Так, например, председатель краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук еще в 2002 году заявлял, что «очень отрицательно относится к административному переделу России» и население Алтайского края на референдуме не проголосовало бы за объединение с Кемеровской областью.

Сергей Землюков, будучи в 2002 году председателем комитета по правовой политике и местному самоуправлению, также весьма скептически оценивал перспективы объединения с Кузбассом: «… гораздо более эффективно для нас сейчас налаживать межрегиональные связи, а не вести речь об объединении. Я не считаю, что объединение в ближайшие десять лет возможно».

Серьезного противодействия надо ожидать от местной национальной элиты Алтайской республики и других, примыкающих к ним групп, которые могут начать разыгрывать национальную карту.

Однако у Федерального центра давно уже накопилось немало претензий к этой территории. Вряд ли устраивает центр раздутый административный аппарат алтайских чиновников, который совершенно не адекватен численности населения. Республика действительно имеет сложный национальный состав (население на 60% состоит из русских и на 30% из алтайцев), но как отмечают аналитики, «субъекты федерации, построенные по национальному принципу и сформировавшие закрытые для Кремля политические режимы, становятся опасным барьером на пути федеративной реформы».

Нельзя исключать возможность того, что даже при, казалось бы, очевидной целесообразности укрупнения регионов, их жители проголосуют против объединения. Однако все зависит от желания политических элит и именно им предстоит, на основе экономических расчетов, убедить людей, что объединение – нужное дело. Если этим не захотят заниматься действующие региональные политические «элиты», то появятся новые.

Серьезным препятствием на пути объединения станут многочисленные финансовые группы, делающие свой бизнес на посреднических сделках. В наших регионах посредники зарабатывают, прежде всего, на угле и зерне. Так, за пределы Алтайского края ежегодно вывозится до трети производимой сельхозпродукции, а зерна – около 60%. Угольным посредникам, делающим многомиллионные состояния в условиях самостоятельности регионов объединение также не выгодно.

Однако назначение губернаторов снимает и эту проблему – глава региона, предложенный Президентом, уже не будет зависеть от корпораций и финансово-промышленных групп, контролирующих основные финансовые потоки региона.

Противиться процессу укрупнения регионов также бессмысленно как противостоять глобализации или научно-техническому прогрессу. Настало время активно способствовать объединению Кемеровской области, Алтайского края и республики Алтай, если мы действительно заботимся о благосостоянии людей, проживающих на этих территориях.

К счастью, федеральная власть решила всерьез заняться реконструкцией Федерации.

Как заявил В. Яковлев министр регионального развития: «территориям-реципиентам надо давать задания по неуклонному сокращению трансфертной доли, а если они не могут выйти на самоокупаемость, решать вопрос об объединении их с соседними, финансово и экономически прочными субъектами РФ». Каждый, кто хоть немного разбирается в экономике, понимает, что Алтайский край, республика Алтай и даже относительно более успешная Кемеровская область по одиночке ни когда не станут самоокупаемыми, так что объединение неизбежно!

P.S.

Мы понимаем, что затронутые в данном материале проблемы, впрочем, как и озвученные нами по этому поводу мысли, могут вызвать неоднозначную реакцию многих. Целесообразность образования Южно-сибирской губернии, действительно, требует серьезной экономической и правовой проработки. Наши эксперты уже включились в соответствующую работу. При этом мы считаем, что необходимо начать общественное обсуждение данной проблемы, и приглашаем всех желающих высказать свою точку зрения.




Обсудить в форуме   |   Архив

Последние опросы:
выборы в ГД ФС РФ 5 созыва

03 12 2007
Выборы в Государственную Думу 5-го созыва
Какие чувства вызвала победа Сочи в Олимпийской гонке у жителей Барнаула

16 07 2007
Какие чувства вызвала победа Сочи в Олимпийской гонке у жителей Барнаула


17 05 2007
Жизнь переселенца. Что там, за пограничным столбом?


26 03 2007
«Кому не нужен аквапарк?» Или о том, сколько стоят земли Лисавенко?


09 03 2007
Юрий Чернышов:


26 02 2007
Игорная зона - трагедия для Солоновки?


12 12 2006
Андрей Щукин: Есть ли ЛДПР на Алтае?


16 10 2006
На территории Республики Алтай установлена пограничная зона, въезд на которую может осуществлять только при наличие ряда документов
Конфликт автоперевозчиков в  Барнауле

25 07 2006
Проблема автоперевозчиков должна перейти из криминального в законное русло
Доклад Егора Гайдара

21 06 2006
Открытый разговор











Рекомендуемые в продвижении сайтов профессиональные SEO-программы и сервисы:

1. программы для продвижения
(регистрация, автоматизация продвижения, анализ сайта и продвижения):

— Xrumer — Yazzle — SapeMaster — Жукладочник

— AddSite — Add2Board — AddStudio — AddPoster


2. seo онлайн-сервисы
агрегаторы ссылок (системы автоматизированного продвижения):

— SeoBudget — SeoPult — MegaIndex — WebEffector — Rookie

упрощение работы с биржами ссылок:

— DriveLink

комплексный анализ сайта:

— Smart Reports


3. биржи ссылок, статей, постовых и баннеров, текстов:

— Блогун — Миралинкс — SAPE — MainLink — TrustLink — RotaPost — Liex — Gogetlinks

текстовые биржи (покупка-продажа текстов, статей):

— Advego — Etext


 

Copyright © 2004–2021. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: [email protected]
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: [email protected]

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки