Юрий Вениаминович Шамков Председатель комитета КСНД по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности
Внимательно изучив доклад главы администрации Алтайского
края Михаила Сергеевича Евдокимова, депутаты
нашего комитета вынуждены сделать вывод о том, что самооценка деятельности
администрации Алтайского края явно завышена: до настоящего времени не
выработано вразумительной экономической политики.
Заявленные приоритеты по повышению заработной платы к концу
2005 года до 6 тысяч рублей не подкреплены реальной работой по ускорению темпов
экономического роста. Это легко доказать на основе итогов развития
промышленности края. Они не вселяют оптимизма.
За 2004 год объем промышленной продукции в
фактических ценах составил 78,4 миллиарда рублей, индекс промышленного
производства к соответствующему периоду прошлого года - 103,2 процента. (Для
сравнения: в 2003 году темпы роста объемов промышленного производства
достигли 108,6 процента). К сожалению, тенденция падения сохранилась и в
2005 году. Так, в январе – феврале текущего года уровень производства в
промышленности достиг 97,4 процента к аналогичному периоду 2004
года.
Резко сократился (до 84,2 процента к уровню прошлого года)
ввод в действие общей площади жилых домов. А вот цены на все товары и услуги
значительно выросли. Их индекс составил в феврале 2005 года 117,9 процента
по сравнению с тем же периодом прошлого года. За прошедшие два месяца до 6
процентов выросла инфляция.
В течение 2004 года ухудшилось финансовое состояние
промышленных предприятий края. По состоянию на 1 января 2005 года число
убыточных предприятий составило 51,6 процента по сравнению с 48,2 процента на
тот же период 2004 года.
В прошедшем году администрация края не смогла
активизировать инвестиционную деятельности в Алтайском крае. Несмотря на то, что
инвестиции в основной капитал по итогам года составили 16,2 миллиарда рублей
(105,4 процента к уровню 2003 года), однако темпы прироста значительно ниже, чем
в 2003 году.
Просчеты администрации Алтайского края в экономической и
социальной политике привели к кризисной ситуации на рынке труда. Число
безработных в крае составило на конец прошлого года 140,3 тысячи, что на 21
процент выше, чем в начале года.
Краевой Совет народных депутатов пытался выправить
ситуацию. В 2004 году нами был принят ряд важных законов, направленных на
практическую поддержку реального сектора экономики края.
В их числе - «Об установлении стоимости земельных
участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений,
сооружений», «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об инвестиционной
деятельности в Алтайском крае», «О внесении изменений в закон Алтайского края «О
поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края»,
«О внесении изменений в закон Алтайского края «О порядке управления объектами
права собственности Алтайского края». А вот по инициативе администрации
Алтайского края не разработан ни один законопроект, направленный на улучшение
положения в промышленности и активизацию инвестиционной деятельности.
Другая важная причина сложившегося положения дел -
отсутствие четкой кадровой политики. В администрации края в течение последнего
года идет настоящая чехарда с заместителями, курирующими отрасль промышленности.
Это привел к практической потере ее управляемости. На сегодняшний день в краевой
исполнительной власти нет заместителя главы, занимающегося проблемами
промышленности.
В прошедшем году фактически были сорваны обязательства
администрации края перед промышленными предприятиями по погашению части
банковской процентной ставки по инвестиционным кредитам.
Есть и еще одна проблема, на которой хотел бы остановится
более подробно. Состоит она в следующем. Администрация края неоднократно
заявляла об особом внимании вопросам развития малого предпринимательства.
Однако только настойчивые напоминания краевого Совета наконец-то сдвинули
с места разработку и внесение на нынешнюю сессию проекта закона «Об
утверждении краевой программы «О государственной поддержке и развитии малого
предпринимательства в Алтайском крае на 2005 – 2007 годы».
Значительным
просчетом в деятельности администрации стала крайне непродуманная политика в
сфере реформирования ЖКХ и установления тарифов на жилищно-коммунальные
услуги.
С 1 января 2005 года на территории Алтайского края
произошло увеличение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства с
одновременным переходом населения на 100-процетную оплату затрат. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли по
сравнению с 2004 годом в среднем по краю на 146,1 процента, в том числе за счет
роста их стоимости на 115,4 процента и за счет увеличения уровня платежей
населения на 126,5 процента.
Такое резкое повышение тарифов и уровня платежей вызвали
возмущение у населения края, привело к резкому росту социальной напряженности в
обществе и многочисленным обращениям в администрацию Алтайского края и краевой
Совет народных депутатов.
Одной из причин такого неоправданного роста тарифов стала
проводимая администрацией края непродуманная политика в отношении определения
поставщиков топлива для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В период
отопительного сезона 2004-2005 годов были нарушены опробированные схемы работы с
традиционными поставщиками угля. Условия проведения тендера на поставки угля и
определение победителей не были прозрачными, не была зафиксирована цена поставки
топлива в ходе всего отопительного сезона. Качество угля, поставляемого в край
для нужд жилищно-коммунального хозяйства, не выдерживает ни какой критики. В
течение отопительного сезона около 15 районов имели запасы угля от 0 до 7 суток,
что приводило к созданию чрезвычайных ситуаций. Прямой пример тому - город
Рубцовск.
Одной из существенных причиной столь резкого повышения
платежей населения за потребляемые жилищно-коммунальные услуги является и то,
что администрация края не проявила настойчивости и желания договориться с
поставщиками услуг о разумной тарифной политике. Избежать резкого увеличения
платежей населения можно было или ограничением их уровня 90 процентами от
фактической стоимости услуг, или постепенным, а не скачкообразным их повышением.
Негативную роль в ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве
края сыграло создание КГУП «АТЭК» и образование в районах края МУПов «Тепло или
Тепловые сети». При образовании этих предприятий увеличилась численность
обслуживающего персонала, что привело к увеличению заработной платы и накладных
расходов. Задолженность районов края перед поставщиками угля достигла 368,6
миллиона рублей. Разработанная при непосредственном участии руководства «АТЭК»
«Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства края» так и не была
юридически правильно оформлена и утверждена, на что неоднократно указывали
депутаты краевого Совета и прокуратура края.
Депутаты нашего комитета считают, для того, чтобы как-то
разрядить сложившуюся в крае ситуацию, необходимы следующие
первоочередные мероприятия:
- создание независимого экспертного органа с широким
привлечением квалифицированных аудиторов и представителей различных отраслей
народного хозяйства и социальной сферы для предварительного рассмотрения
расчетов предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по изменению
тарифов;
- активизация в средствах массовой информации
разъяснительной работы о причинах и факторах, способствовавших повышению тарифов
на жилищно-коммунальные услуги;
- четкая и безусловная выплата субсидий малообеспеченным
слоям населения;
- строгий контроль качества угля, поставляемого для
предприятий жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью - создание в
крае действенной системы его лабораторного контроля, разработка системы
санкций к поставщикам, нарушающим условия договоров поставки и увеличивающим в
одностороннем порядке стоимость топлива;
- разработка для каждого района программы модернизации
котельного оборудования и инженерных сетей, направленной на повышение КПД
оборудования и снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой
энергии;
- активизация работы по оборудованию жилья и объектов
социальной сферы приборами учета расхода потребляемых видов услуг;
- в целях снижения накладных расходов возвращение в
муниципальную собственность маломощных котельных в сельских населенных
пунктах.
Нельзя сказать, что все возможное было сделано
администрацией и по газификации края. В 2004 году практически была
сорвана программа строительства магистрального газопровода «Барнаул – Бийск -
Горно-Алтайск с отводом на курорт «Белокуриха» и перевод на природный газ
котельных в районах края, по которым проходит газопровод. Только вмешательство
полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому
федеральному округу А. В. Квашнина дало толчок
продолжению строительства.
В марте 2005 года на совещании, проведенном в администрации
Алтайского края под руководством первого заместителя полномочно представителя
Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе И. И.
Простякова было отмечено, что администрация края не в полной мере
выполняет свои обязанности по строительству магистрального газопровода и
объектов газификации, что несомненно приведет к новому удорожанию строительства
объектов и не позволит снизить затраты бюджетов всех уровней на приобретение
топлива.
Комитет краевого Совета народных депутатов по экономической
политике, промышленности, предпринимательству и собственности считает, что
администрация Алтайского края под руководством М.С.Евдокимова
не справляется с возложенными на нее обязанностями. Общая оценка деятельности
администрации края является неудовлетворительной.