В силу ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного
строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных
участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Сутью данной нормы является прозрачность процедуры
предоставления земли и получение максимальной высокого дохода бюджетом (в
данном случае г. Барнаула) от продажи земли в частную собственность.
Ситуация со строительством на земельном участке по адресу: г.
Барнаул, Змеиногрский тракт, 104 свидетельствует о том, что ООО «СУ АМЗ»
стремится к получению данного участка для жилищного строительства без
проведения процедуры аукциона.
29.07.2005 между НИИСС им. М.А. Лисавенко Сибирского отделения
Российской академии сельскохозяйственных наук и СУ АМЗ заключен договор простого
товарищества на строительство жилого комплекса на земельном участке по адресу:
г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 104.
Вкладом НИИСС им. М.А. Лисавенко по данному договору явился
земельный участок, закрепленный за ним на праве бессрочного пользования и
являющийся государственной собственностью Российской Федерации.
В связи с тем, что в силу ст. 20 ЗК РФ у научного учреждения не
имелось полномочий на распоряжение земельным участком, прокуратура края
обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным
вышеназванного договора простого товарищества. Определением арбитражного суда
Алтайского края от 21.08.2006 производство по делу прекращено в связи с
расторжением договора ответчиками.
Основным документом для начала строительства объекта
недвижимости в соответствии с действующим законодательством является разрешение
на строительство. При отсутствии такого разрешения, возведенные строения
являются самовольными постройками.
Разрешение на строительство в соответствии с ФЗ «Об
архитектурной деятельности» выдается в целях контроля за выполнением
градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной
документации и в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
ООО «СУ АМЗ» осуществляет строительство на участке по
Змеиногорскому тракту, 104 при отсутствии разрешения на строительство.
Привлечение руководителя к административной ответственности
нарушений требований закона не устранило, в связи с чем прокурор Центрального
района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц,
интересов муниципального образования городского округа г. Барнаула к ООО
«Строительное управление АМЗ» о признании незаконными действий по проведению
строительных работ, освобождению земельного участка. Суд прекратил производство
по делу в связи с неподведомоственностью спора суду общей юрисдикции.
09.08.2006 администрацией г. Барнаула принято
постановление № 2139 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования
Государственного научного учреждения Ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательского института садоводства Сибири имени М.А.
Лисавенко Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук
земельным участком по адресу: Змеиногорский тракт, 104».
Научное учреждение отказалось от права на данный земельный
участок, заключив с ООО «СУ АМЗ» соглашение о возмещении убытков в размере 8 862
000 рублей. Поскольку отказ от права бессрочного пользования земельным участком
в соответствии с действующим законодательством является безвозмездным и не может
осуществляться в пользу конкретных лиц, прокуратура края обратилось в
арбитражный суд с заявлением о признании вышеназванного постановления
администрации г. Барнаула недействительным. Дело находится в производстве
суда.
30.08.2006 администрацией г. Барнаула принято
постановление «О предварительном согласовании ООО СУ «АМЗ» места размещения
гостиничного комплекса и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка
по Змеиногорскому тракту, 104».
12.09.2006 земельный участок предоставлен
администрацией г.Барнаула в аренду ООО «СУ АМЗ» для строительства гостиничного
комплекса.
При этом не были соблюдены требования п.3 ст. 31 Земельного
кодекса РФ о необходимости информирования населения о предстоящем или возможном
предоставлении земельного участка для строительства. Граждане, общественные
организации, религиозные организации и органы территориального общественного
самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих
интересы населения и связанных с предоставлением земельного участка для
строительства.
Кроме того, не были выполнены требования ст. 11 ФЗ «Об
экологической экспертизе», согласно которых при выборе мест размещения и
строительства любых объектов требуется проведение государственной экологической
экспертизы.
ООО СУ «АМЗ» материалы для строительства гостиничного комплекса
на государственную экологическую экспертизу не представило.
В связи с вышеперечисленными нарушениями законодательства
прокурор Центрального района вновь обратился в суд с иском в интересах
неопределенного круга лиц к администрации г.Барнаула, ООО «Строительное
управление Алтайского моторного завода» о признании незаконными правовых актов и
договора аренды земельного участка по адресу: Змеиногорский тракт, 104 на том
основании, что земельный участок предоставлен в нарушение установленного законом
порядка, что противоречит правам и интересам населения г. Барнаула. Исковые
требования прокурора до настоящего времени судом не рассмотрены.
При наличии перечисленных судебных споров, ООО «СУ АМЗ»
обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании права собственности на
самовольные постройки – незавершенные строительством жилые дома по
Змеиногорскому тракту, 104. Администрация города исковые требования
признала.
25.01.2007 администрация г. Барнаула продала
данный земельный участок площадью 6,5 га (650 соток) ООО «СУ АМЗ» за 1 096 878
руб.
Для сравнения, средняя цена участка (5 соток), расположенного
на Солнечной поляне, составляет 700- 800 тысяч рублей.
В связи с допущенными при этом нарушениями закона
прокуратура края обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора
недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Дело находится в производстве суда.
Таким образом, сутью требований, заявленных в суды
прокуратурой края, является не создание препятствий к развитию города и
появлению новых объектов его инфраструктуры, а устранение допущенных
нарушений закона, повлекших, в том числе недополучение денежных средств в казну
Российской Федерации и муниципального образования.