15 февраля состоялась бизнес-встреча «Формула успеха от бизнесмена Александра Ракшина». Встреча была организована клубом предпринимательства «Формула Успеха», Алтайским союзом предпринимателей, еженедельником «Ваше дело», консалтинговой компанией «Эль-Консул» в рамках гранта программы «Ты – предприниматель».
Крупнейшая торговая компания Сибири «Мария–Ра» в декабре была признана победителем конкурса «Менеджер года», по итогам рейтингового опроса более 100 предпринимателей Алтайского края. Этот престижный конкурс на протяжении 12 лет проводит газета «Ваше дело».
На этой встрече молодые предприниматели с удовольствием задавали Александру Ракшину вопросы и совсем не хотели его отпускать.
Александр, расскажите о планах компании на ближайшее будущее?
У нас одна из старейших компаний. Когда мы начинали, то двигались очень медленно. Но вот, буквально, три года назад у нас было 200 магазинов, за три года открыли еще 300. Теперь у нас стоит цель – открыть такое же количество магазинов, сколько у нас уже есть. На данный момент у нас 650 тысяч покупателей в день. Мы хотим сделать так, чтобы количество покупателей в день составлял миллион человек.
У вас есть формула успеха? На что нужно обращать внимание, чтобы стать предпринимателем?
А формула успеха – это, конечно же, главное – должно быть желание. Работоспособность – вторичное. Ведь каждое желание основывается не только на том, что я чего-то хочу. Это значит, что я еще что-то буду делать. Больше вкалывать – вот и вся формула успеха.
Ну и конечно, сперва идея – потом деньги. Когда идея не проработана никаких денег не видать.
У нас публичный бизнес и многие считают, что развитие «Мария–Ра» зависит от власти. Это не так. Мы не опираемся на власть и будем сотрудничать с любым представителем власти.
Вы занимались чем-то другим? Как пришли именно к этому бизнесу?
Как-то мы открывали звероферму, где-то в 1991 году. Два года она проработала, но мы решили, что это очень не выгодно, так как были очень высокие кредитные ставки. Просчитав, в тот момент, когда мы будем получать доход, мы поняли, что к тому моменту мы просто-напросто разоримся.
Когда мы начали заниматься предпринимательством, ничем другим заниматься нельзя было, поэтому и занялись торговлей.
Очень трудно управлять такой большой компанией. Для этого нужны команда. Как вы подбираете кадры, которые работают на вас? Как вы понимаете можно ли доверять человеку или нет?
У нас есть специалисты, которые работают по 20 лет у нас. За всю историю компании специалисты менялись только те, кто не находил себя в этой сфере. Понятно, что без доверия нельзя ни в каком деле невозможно быть успешным. Всегда лучше потерять передоверившись, чем строить бизнес на недоверии. Это основа отношений.
Так же доверие должно быть и к покупателям. Ну как без доверия можно быть успешными? Кто у вас будет покупать тогда?
Был случай, когда ко мне подходил один из покупателей и говорил, что больше никогда к нам ходить не будет, т.к. за ним везде ходили наши администраторы с рациями, противно осознавать, что я иду, а мне не доверяют. После этого я решил уволить всех администраторов. И на самом деле, после того, как убрали администраторов – магазин пошел в гору.
Это касается отношений сотрудника с администраторами, так же и отношений внутри компании.
Сейчас мы думаем, что нужно убрать камеры хранения, тем самым показать, что мы доверяем покупателям. Тем более, что в Европе это уже практикуется.
Скажите, на сколько Алтайский край сам себя обеспечивает продукцией? Есть ли зависимость от продукции из других регионов?
Я не могу здесь точно сказать. Это надо статистику поднимать, тем более – она вещь такая лукавая. Вся Российская статистика подстраивается под политику, поэтому я думаю, что край не зря называется аграрным и все мы это знаем. У нас больше, чем где-либо сельского населения. По России мы на одном из первых мест по количеству сельского населения. Смею предположить, что край не просто входит в пятерку лучших сельхозпроизводителей. Могу только сказать, что на века он себя обеспечивает. Мы у себя в сети реализуем порядка 48% продукции произведенной на Алтае.
Но по консервации мы проигрываем, конечно. А по регионам доля наших продукций составляет порядка 20%.
А как продукция попадает к вам в магазин? С кем для этого нужно поговорить?
С покупателем. Если вы грамотно поговорите с покупателем, проведете исследования, изучите его потребности, то без проблем продукция может попасть к нам в магазин, ведь мы продаем то, что нужно потребителям.
Какая цель у вашей компании?
Наша цель – это внести свою лепту в улучшение жизни Сибиряков. Ну и как я уже говорил, что на данный момент главной целью является обрести клиентскую базу в количестве 1 млн. человек в день, а что для этого делать надо? Это конечно же развиваться, строить новые магазины.
Т.е. ваша цель не захват доли рынка?
Захват доли рынка – это не самоцель. Главная цель – это удовлетворение потребностей клиентов.