Группа "Калинов мост" не была в Барнауле с прошлого века... каким вы находите наш город сегодня?
Дмитрий Ревякин: К Барнаулу у нас всегда было самое теплое и уважительное отношение. Мы считаем, что у этого города есть самое главное - история. Кроме того, у него совершенно особенное лицо. Этим он очень выгодно отличается от соседних сибирских городов.
Вы часто бывали не только за пределами современной России, но и за пределами Советского Союза. Чем отличается "та" публика от "нашей"?
Д. Р.: Там ходят ровно такие же люди, как и здесь. Они приходят на концерты, поддерживают нас, радуются... Однажды нам посчастливилось играть на факультете русского языка в лондонском университете. Там было много англичан, они весь концерт танцевали. А "наши" сидели и слушали.
С каким чувством вы вернулись к активному творчеству и гастрольной жизни?
Д. Р.: Изголодавшиеся.
Ваш последний альбом называется "SWA". Чем вызвано такое странное название?
Д. Р.: "SWA" - на санскрите означает "сущность".
Как образовывался коллектив "Калинов мост", как "нарастали" люди?
Д. Р.: Честно говоря, я никогда не ходил по стране в поисках музыкантов. Более того, до создания группы я не планировал заниматься музыкой вовсе. Меня втянули. Я очень долго не воспринимал это занятие всерьез. Так сложилось, что группа "Калинов мост" появилась. Изначально был некий круг людей, с которым я общался. Я доверял им, они доверяли мне. Мы стали работать вместе. Дальше ситуации складывались по-разному: мы ругались, возникали вопросы, которые мы по причине обоюдных недомолвок и моего характера не могли решить. У меня была обостренная реакция на какие-то вещи, и я часто затягивал их решение. К слову, это и сейчас мне мешает.
Какое влияние оказало на вашу группу творчество зарубежных исполнителей?
Д. Р.: Прямое. Это, прежде всего, английская музыка - во всем ее спектре. Начиная с "the Beatles" и "Rolling Stones", заканчивая английским арт-роком. Лично на меня в свое время очень повлияло творчество "Pink Floyd". Современная британская музыка мне кажется уже не такой острой и обнадеживающей, какой она казалась мне в юношеские годы. Я слушаю "Cold Play", "Radiohead"... обожаю Dido. Ее пение оказывает на меня какое-то терапевтическое воздействие. Если говорить об Американском континенте, то это, естественно, "Doors" и вся психоделия, которая цвела там пышным цветом.
Когда вы почувствовали пик славы - ощутили то, что вас знают, слушают и любят?
Д. Р.: С самого первого выступления - 30 марта 1986 года.
14 апреля 1988 года был концерт, на котором проходила запись альбома "Надо было". Спустя десять лет вышел римейк...
Д. Р.: Мой сын, кстати, его забраковал. Сказал: "Ревешь не так!" (смеется) Он слушает очень жесткую, праворадикальную музыку: в основном иностранную, а из российского - это группа "Коловрат". Он уважительно относится к моему творчеству - может что-то проанализировать, сказать прямо, что ему нравится, что не нравится. Что-то нежное, лирическое он, естественно, не любит. А вот манифесты типа альбома "Надо было" ему очень нравятся.
Какой любимый альбом группы "Калинов мост" у каждого участника вашей группы?
Виктор Чаплыгин: Мне нравятся все наши студийные номерные альбомы. Каждый из них мне дорог по-своему. А вот самый последний ("SWA" - прим.), наверное, и есть самый любимый. Сейчас.
Д. Р.: Я соглашусь с Виктором в том, что невозможно не любить то, что мы делаем сегодня, ведь мы погружаемся в наше творчество целиком. Самый эпохальный для меня студийный альбом - это наш первый альбом "Выворотень". В моем воображении он тогда был связан с чем-то отчасти магическим - записывается музыка, потом ее слушают люди. Пластинка, оформление... я тогда и не мечтал об этом. Я отношусь к первому альбому как к ребенку!
Как часто менялся состав группы "Калинов мост"?
Д. Р.: Часто. Это жизнь.
Бывает ли у группы "Калинов мост" ощущение творческого кризиса?
Д. Р.: Никогда. С этим у нас полный порядок!
Вы сейчас поддерживаете отношения со Стасом Наминым?
Д. Р.: Ну а как же! Конечно! Мы знакомы со Стасом уже много лет - с 1988-го года. У нас с ним очень теплые дружеские отношения. Мы неплохо общаемся с Костей Кинчевым... Кстати, 23 декабря в СК "Олимпийский" пройдет большой концерт, который будет называться "Рок-н-ролл - это мы". Там будет очень много наших друзей-музыкантов.
Как вы оцениваете сегодняшнее стояние рок-н-ролла в нашей стране?
Д. Р.: Официальный рок-н-ролл, неофициальный рок-н-ролл и тот, что звучит по радио - это совершенно разные вещи. То, что звучит на радио, конечно, оставляет желать лучшего. То, что записывается немыслимыми способами дома - как минимум обнадеживает. Рок-музыка будет всегда. Всегда будут имена, которые заставят себя уважать. Они обязательно появятся. Сейчас просто время такое... непростое. Его надо пережить. А качественную рок-музыку найти на радиоволнах, к сожалению, невозможно.
Вы планируете заниматься раскруткой какой-то молодой группы?
Д. Р.: Нет. Наше собственное творчество, которое нас сегодня очень тревожит и греет, отнимает очень много времени и сил, а значит, планировать какие-то смежные проекты просто нецелесообразно. Мы в этом смысле реалисты.
В мае этого года телеканал "Ностальгия" приглашал вашу группу участвовать в проекте "Рожденные в СССР". Состоялась ли эта акция и что для вас сегодня СССР?
Д. Р.: Акция действительно состоялась. В рамках проекта мы играли акустическую музыку и отвечали на вопросы телезрителей... Страна под названием СССР - это то место, где мы родились, где нас тщательно "ковали", где из нас пытались делать проникнутого идеями интернационализма и мировой победы коммунизма советского гражданина. В сегодняшней России я чувствую себя очень комфортно.
В. Ч.: В нынешней России мы даем гораздо больше концертов, чем, к примеру, в начале нашего творческого пути - у нас теперь нет необходимости выступать подпольно. Соответственно, и слушателей у нас прибавилось. Сегодня мы существуем открыто и играем только то, что мы сами хотим играть, а не то, что нам говорят. В СССР с этим было сложнее.
Вы читаете какие-то современные литературные новинки?
Д. Р.: Я крайне редко читаю книги. Это литература. С недавних пор литература (в общепринятом смысле) меня не интересует вовсе. Мне больше интересно присутствие духа в литературе. Это Ветхий и Новый Завет. Это Шмелев и Бунин.
Лейтмотивом всех ваших интервью проходит тема ответственности. За что и перед кем вы ее испытываете?
Д. Р.: В первую очередь - перед сами собой. Ответственность коррелируется с требованиями, которые я сам себе предъявляю. Эти требования давно прописаны.
Какой период вашего творчества вы представите сегодня барнаульскому слушателю?
Д. Р.: Мы поиграем все. Если, конечно, аппаратура выдержит. Есть небольшие проблемы.
Вам часто приходится выступать в подобных залах (концерт группы "Калинов мост" проходил в ресторанном комплексе "Нирвана" - прим.)?
Д. Р.: То, в каком зале мы выступаем - для нас не принципиально - мы играем везде, куда нас приглашают. Нам интересно играть друг с другом. Сегодня один зал, завтра - другой. Потом перерыв. Короткий или длинный. Главное - играть вместе.
Чем вы планируете заниматься после этого юбилейного тура (тур проходит к 20-летию группы прим.)?
Д. Р.: Сделаем еще один юбилейный тур - к 30-летию группы. А эти промежуточные десять лет мы будем продолжать формировать сознание нашего слушателя. В прямом смысле - лепить.