СЕГОДНЯ
27.05.2022
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ: 20:15
Информационный портал Барнаула и Алтайского края
       Барнаул. Развлечения и отдых | Литературная газета
РАЗДЕЛЫ    БАРНАУЛ. РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
 
Запрещено для детейЗапрещено
для детей


НОВОСТИ:

Городские новости

Календарь событий

Есть мнение

Фоторепортажи

Персоны

Аллея звезд

Памятные даты, праздники

Благотворительность



РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ:

Афиша Барнаула

Конкурсы

Заведения Барнаула

Новости культуры, развлечений и спорта

Фотоотчеты

MP3

Шоппинг в Барнауле

Акции, скидки, новинки

Еда

Музыка

Развлечения

Спорт

Культура и искусство

Отдых с детьми

Красота и здоровье

Туризм и отдых

АРТ-Барнаул - художники, фотографы, выставки

Гороскоп на неделю

Организация праздников, торжеств



БИЗНЕС:

Деловой справочник Барнаула

Новости компаний

Поиск компаний Барнаула



СПРАВКА:

Все о Барнауле и Алтайском крае

Каталог сайтов

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Куда отдать детей в Барнауле?

Погода в Барнауле

Фото Барнаула и Алтайского края

Барнаул - гостям города

Гостиницы Барнаула

Образование в Барнауле

Транспорт

Телефонный справочник

Телефонные коды Алтайского края

Карты Барнаула и Алтайского края

Сервисы



О ПРОЕКТЕ:

О проекте

Контакты

Реклама на портале

Партнеры

Наши баннеры



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные новости Барнаула и Алтайского края






Литературная газета

Международное издание.





Водка конницей стопчет русских

Вячеслав шишков на алтае

В рамках Книжного фестиваля в городе Новосибирске нам удалось пообщаться с неоднозначным, но несомненно талантливым писателем Виктором Ерофеевым. Его книги "Пять рек жизни", "Русская красавица", "Мужчины" и многие другие вызывают критическую реакцию в писательском сообществе, а значит, это один из самых читаемых писателей современности.

- Виктор Владимирович, вас, как одного из апостолов постмодерна, должны путать с однофамильцем Венедиктом Ерофеевым.

- С Венедиктом Ерофеевым мы совершенно разные, и в то же время у нас есть много общего - между нами и Мышкин не пробежит. В чем-то мы прямо противоположные. Венедикт сакрализировал водку, а я уверен, что это зло. Если ничего не изменится, то России в нынешних границах вскоре больше не будет. Время не ждет. Страна находится в плохом состоянии. У нас четыре миллиона алкоголиков. Россия постепенно разрушается, но, безусловно, сама по себе. Жаль позволить умереть такой стране, в которой так много блестящих талантов. Если мой однофамилец осмысливал водку в мистических категориях, то меня больше интересовала история этого напитка.

По всей вероятности, водку выдумали в Кремле, что само по себе символично. Авторство приписывают монахам Чудова монастыря, и это тоже любопытный знак. Православные священники создают напиток, который потом взорвет страну. Интересно, что водка появляется перед самым падением монголо-татарского ига. Если считать пьянство своеобразным проклятием Руси, то получится, что страна, едва избавившись от одного ига, тут же оказалась в зависимости от другого. Татар окончательно изгнали в 1480 году, а уже в 1505 году шведские дипломаты писали из Москвы, что русские изобрели "горячую воду", которую пьют повсеместно. Пройдет еще тридцать лет, и будет объявлено о монополизации производства водки, она станет инструментом власти. Сегодня мне все чаще кажется, что водка, как конница, стопчет русский этнос.

- Такая позиция требует определенной дистанции. Для того чтобы понять феномен водки, необходимо смотреть на нее из другой культуры. Судя по вашим интервью, вы - ярый западник?

- Мне очень сильно помогало в жизни, что я был человеком двух культур - русской и французской. Сегодня мало быть просто польским, немецким или русским писателем - это лишает объемного видения мира. Любая национальная литература делает нас провинциальными: мы постоянно начинаем думать или о том, что мы лучше всех, или о том, что хуже всех. Для XXI века необходимо измерение других, если угодно, общечеловеческих ценностей. И филология во многом помогла мне в этом.

- Учеба в МГУ способствовала этому. Какие книги в этот период воздействовали на вас?

- В 20 лет я открыл для себя маркиза де Сада. В наше время одна итальянская газета писала обо мне: "Когда все в России читали Маркса, Ерофеев читал маркиза де Сада". Я читал его по-французски, он тогда, в начале 1970-х, во Франции был только-только разрешен, его там тоже не печатали 150 лет. Я думал - боже мой, оказывается там человек больше всего мечтает о безнаказанности! То есть я и марксизм стал воспринимать по-иному: я увидел, что безнаказанность нам всем нужна! Маркиз де Сад открыл мне не порнографические сцены, а сказал очень много о человеческой природе - того, о чем у нас в стране тогда даже запрещено было думать. Моя статья о маркизе де Саде в 1973 году была напечатана в "Вопросах литературы". Она чудом проскочила, потому что редактор даже не понял, что я в ней хотел сказать. Я был мальчишкой, но это мне очень помогло - я многое увидел другими глазами.

- Странно слышать, что де Сад стал вашим "окном в мир". А как же пророческие откровения?

- Литература - автономная область, она должна пройти как божественный ветер через писателя. Живопись до этого дошла, музыка тоже, а в литературе не было такой революции. Был Джойс, был Андрей Белый, пророки, писатели по вдохновению, но все равно литература все время скатывается в бытописание, в изображение правды жизни, к какой-то открытке с курорта: "Мама, у меня все хорошо, я купалась в Черном море". Это не литература, это обман. В одном из писем Гоголь пишет: "Мои ненаписанные произведения, где вы, мои небесные гости?". Для него его книги были небесными гостями! И это абсолютно точно, потому что писатель похож на радиоприемник, улавливающий небесные волны. И таких писателей очень мало, меньше, чем тех, кто литературой просто зарабатывает.

- Но современная литература все дальше отходит от пророческой ипостаси и все ближе к игровой, даже шутовской. Не ощущаете вырождения?

- Мне кажется, в сегодняшней литературе все нормально. Хотя, конечно, после Пелевина еще не появился писатель с мировым именем. То есть, к сожалению, наша страна пропускает время и возможность. Трагедия российской литературы в том, что она практически лишена развития, этот провинциализм не сибирский или питерский - это общероссийский провинциализм. Мы не видим себя в других измерениях. Но хорошие писатели есть, вот, кстати, сейчас очень много хороших женщин-прозаиков.

Я иногда думаю, почему женщины пишут хорошую прозу? Мне кажется, что они больше живут частной жизнью, не социальной, не той, которая связана с государством, а именно личной. В нашей литературе все было, но в нашей литературе не было Мишеля Монтеня, который еще в XVI веке описал француза, таким какой он есть: как он ест, как он спит, как воюет, как любит. Мы, русские, до сих пор не видим контура человека, в нашем представлении человек какое-то абстрактное существо. А женщины-писательницы, мне кажется, могут эти контуры человека нарисовать.

- Перспективы развития литературы в ближайшее десятилетие?

- Невозможно ничего прогнозировать. Я знаю, что страна богата талантами, удивительно богата, потому что у нас в России самое сильное свойство - воображение. Я это знаю, потому что очень много езжу по миру. Вот приезжаешь в Германию, и они говорят: вот вы, русские, поразительные, живете такой интересной жизнью. Я спрашиваю: почему? Они говорят: любой русский так расскажет что с ним было вчера, у нас, немцев, так не получается. И не только потому, что у вас сейчас жизнь богатая на события, но вы, русские, и рассказать интересно можете.

Вот это умение сказать, подметить, даже почувствовать сильное эротическое начало, разлитое по жизни, а не сконцентрированное только в мужчине и в женщине. Есть многие вещи, которые доступны только русским. У русского студента в глазах написано - хочу все про жизнь знать. Когда я написал книжку "Пять рек жизни", у меня была презентация в Германии. Все задают филологические вопросы, вдруг встает русский: "Ерофеев, в чем смысл жизни?" Поэтому не думайте, что я так пессимистичен насчет России.

- Кто ваш читатель?

- Сложно ответить. Чтение - это нормально занятие, один любит Сорокина и Ерофеева, другой - Льва Толстого и Федора Достоевского, так и должно быть. Хотя бы в этом плане у нас всех есть выбор. Литературы - это же не спортивное соревнование, кто первый добежит. Не надо думать, что литература рассчитана на всех, литература, на самом деле к читателю имеет мало отношения. Литература не пишется для читателя, а если это хороший читатель, он становится соавтором, потому что он берет и все дорисовывает. У меня в первом романе "Русская красавица" нет никакой красавицы - там на ее месте такая дыра, и у каждого читателя свое представление о том, какой должна быть героиня. И тогда я понял, что читатель - это продолжение творчества, сотворчество. Литература это такой вид творчества, где читатель активно включен в процесс - он все видит, чувствует. Как сказал Бродский в Нобелевской речи - поэт орудие речи.

- Автобиографичны ли ваши произведения?

- В моих произведениях есть рассказчик - и он конечно не совсем "я". Реалисты считают, что есть только одна точка зрения. Когда я еще совсем был юношей, мне Андрей Битов говорил: нужно в книге иметь одну последовательную точку зрения. Сейчас считаю, что это полный бред. Я считаю, что не должно быть последовательности - иначе мы не сможем создать объемный мир.

- Почему большинство ваших книжек сопровождает скандал?

- Когда вышел роман "Русская красавица" в 1990 году появилось более двухсот рецензий. И они все были отрицательные - все! Писали: порнография, аморальность, позор, клевета на русскую женщину. Всякую ерунду писали. Была только одна положительная рецензия, написанная французским профессором. Если бы я это воспринял серьезно, то должен был бы бросить писать. Книга становится в разных странах настоящим бестселлером. Я приезжаю в Голландию - там она бестселлер номер один. Меня как слона возят из одного города в другой, я там книжки подписываю. И вот маленький город, стоит очередь за автографом.

Подходит девушка лет двадцати, молодая красивая, и говорит мне по-английски: господин Ерофеев, я прочитала вашу книгу, спасибо, интересно, но у меня к вам вопрос - почему в этой книжке нет секса? И эта девушка меня спасла - я сказал себе - ты на правильном пути, а все критики могут идти куда подальше. Я буду писать так, как я хочу делать. Потом прошло время и эти же критики, которые меня ругали, стали меня хвалить. Я благодарен Шнитке, с которым связан близкой дружбой, за оперу "Жизнь с идиотом". На премьере все наши газеты писали: "Какой скандал, позор! А потом все улеглось, и появились прямо противоположные мнения - и это правильно. Мне часто говорят - вы скандальный писатель. Я говорю - это не я скандальный, дело в том, что общество часто бывает не готово воспринимать то, что создают люди творчества.

Беседовали Сергей Мансков, Владимир Токмаков





Адрес редакции: 656049 г. Барнаул, пр. Ленина, 57, т. 363-661, e-mail: [email protected]
Отдел рекламы: т. 367-352, e-mail: [email protected]






Архив:

Литературная газета №18
№18

Литературная газета №17
№17

 

Copyright © 2004–2022. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.


Редакция портала: Информационное агентство «Аверс» моб. тел.: 8-905-987-0583, электронная почта: [email protected]
По вопросам размещения рекламы и техническим вопросам: эл. почта: [email protected]

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»


Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Ссылки